Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 28 ------

Лечение неизлеч.(В.Коновалова) - Страница 28

же на это посмотреть еще шире, то, вероятно, пополнение знания

фактическим материалом, знанием деталей потребовалось для того, чтобы

затем, столетия спустя, на новом фундаменте сделать новый прорыв в

целостном понимании мира. Это время, судя по всему, уже приближается.

А после него снова наступит время накопления фактов и затем - снова время

обобщений и т.д. Конечно, идеальным было бы постоянное сочетание

аналитического и интетического подходов, но возможно ли это в масштабах

человечества, - неизвестно.

По крайней мере аналитическая, логическая эпоха в философии, а по существу

в преобладающем способе мышления, привела и к трансформации медицинского

мышления.

Во-вторых, кризис современной медицины как "медицины болезней" не

умаляет ее достижений, отмеченных выше, а также не означает отрицания

необходимости узкой специализации в ней. Точное знание тактики,

средств и методов выведения человека, например, из диабетической комы,

травматического шока, из состояния после инсульта, умелая тактика

кардиолога

при нарушениях сердечного ритма, мастерство диагностических и лечебных

манипуляций отоларинголога или проктолога, гинеколога, уролога и т.д. -

все это требует узкой специализации. Хотя опять необходимо важное

дополнение: все эти специальные мероприятия не будут иметь максимально

возможного эффекта, если их не проводить на фоне работы со всем

организмом.

Что касается приборов и анализов, то они также совершенно необходимы, но

следует знать их возможности и пределы. Ничто не покажет состояние крови

лучше, чем ее клинический или биохимический анализ. Также ничто не выявит

локализацию, размеры и характер опухоли лучше, чем рентген, ультразвук

или компьютерная томография, биопсия с последующим цитологическим

исследованием. Ничто не покажет лучше чем рентген все важные для успешного

лечения детали перелома кости. Эти и ряд других приборных и

лабораторных методов исследования не заменить ни пульсовой, ни

акупунктурной, ни вертебральной, ни биоэнергодиагностикой. Однако

существует ряд диагностических методов (в том числе и указанные), которые

позволяют в стократ лучше, чем любые лабораторные и приборные методы,

выявлять ПРИЧИНУ изменений в крови, ПРИЧИНУ опухолей, ПРИЧИНУ, например,

встречающихся частых переломов костей и т.д.

Таким образом, мы видим, что происходящее в медицине за последние два

тысячелетия, и особенно за последние полтора столетия, было неизбежно и

имело не только негативный характер, но и немало позитивного и даже

совершенно необходимого. Так что при рассмотрении дел в современной

медицине наша задача не отрицать все, но и не отставать от потребностей

времени, не цепляться за догмы, более того стараться заглядывать вперед.

Древняя медицина

(непреходящая ценность).

К ДРЕВНЕЙ (традиционной) МЕДИЦИНЕ в принципе можно отнести любую древнюю

медицинскую систему - китайскую, индийскую, арабскую, мексиканскую...

Однако в силу существенного различия в степени медицинских теоретических

основ и степени их сохранности до нашего времени речь, как правило, идет

о древнеиндийской Аюрведе, о тибетской и китайской медицине (первые две

очень близки друг другу). Эти системы оздоровления достойны

глубочайшего уважения и тщательного изучения. К сожалению, опять-таки в

силу бывшего многолетнего безраздельного господства официальной

медицины, древние системы представляются как наивные забавы наших

необразованных предков, как некая экзотика - интересная, но не очень

серьезная, представляющая лишь исторический и этнографический интерес.

При этом забывается, что основы современной медицины были заложены лишь

немногим более двух тысячелетий назад реформатором античной медицины

Гиппократом, а фактически практикуемая сейчас "симптоматическая" медицина,

разделившая человека по кабинетам узких специалистов, существует всего

десятки лет.

Древние же медицинские системы, по крайней мере в Индии, развивались

десятки тысяч лет. Сотни гениев на протяжении тысячелетий развивали

теорию и практику "медицины здоровья". Это было интуитивное познание,

подтверждаемое жизненным экспериментом.

Древние медицинские системы заслуживают подробного, неторопливого

изложения. Например, Аюрведа для пытливого ума не менее прекрасна, чем

гениальные произведения Шекспира, настолько просто в ней говорится о

самом сложном, настолько поражает совершенство мысли, мудрость и глубина

постижения природы, жизни и здоровья, настолько логично прорисован путь к

совершенному здоровью.

Нередко приходится слышать о ненаучности древних медицинских систем или о

их наивной, субъективной псевдонаучности. Однако если сравнить методологии

работы древних мыслителей и современных ученых, то выясняется, что они

принципиально не отличаются друг от друга: потребность бытия или полет

фантазии порождают цель, формулируются задачи, в результате размышлений и

наблюдений выстраивается гипотеза, затем еория, отбираются или создаются

методы исследования, проводится эксперимент, осмысливаются полученные

факты, делаются выводы, корректируются гипотеза и теория, снова

проводится эксперимент (но на более высоком уровне) и т.д. до решения

задач и достижения цели. Есть, конечно, отличия, но они не

принципиальны. Первое: быстрая автоматизированная математическая

обработка данных эксперимента в наше время. Второе: возможность

математического моделирования биологических процессов в наше время. И

третье: в наше время эксперимент лабораторный, в древности жизненный.

Древние мыслители проигрывали во времени, но имели несомненное

преимущество. Во-первых, реальная жизнь надежнее лаборатории, и во-вторых,

результаты современных медицинских экспериментов , проводимых в

большинстве случаев на животных, часто не переносимы на человека.

Кроме того, в основе древних систем здоровья изначально лежал системный,

целостный подход. Филисофской базой медицины являлось представление о

вселенной, о природе, а человек никогда не рассматривался как просто

физическая сущность, но изучался в триединстве всего сущего и в

триединстве физического, духовного и сознательного. Он рассматривался как

частичка природы, идентичная всему, что его окружает. Поэтому в лечебных

системах древности присутствовали хронотерапия, аэро-, грязе- и

водолечение, звуко-, музыко-, цвето-, камне-, металло-,

Навигация:

Страница 30
Страница 29
-- Страница 28 --
Страница 27
Страница 26