Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 30 ------

Лечение неизлеч.(В.Коновалова) - Страница 30

смотреть через призму

системного мышления, тогда не будет потери времени и средств.

Заканчивая разговор о древних медицинских системах, мне хотелось бы

немного отвлечься и подробнее остановится на одной из них - Аюрведе, чтобы

не быть голословным и постараться действительно показать ее глубочайшую

мудрость.

Аюрведа

(совершенное знание о совершенном здоровье)

Аюрведа (Аюр-Веда) - это слово в последние годы у многих на устах.

Однако истинное понимание сущности Аюрведы - вещь крайне редкая. Это

связано с тем, что, к сожалению, редкие публикации о ней либо слишком

упрощенны, либо просто формальны. Как правило, это такое

представление Аюрведы: древнеиндийская медицина, в которой человек

рассматривается как часть мироздания; как и во всем, из чего состоит

мир,в человеке присутствуют основные стихии (эфир, воздух, огонь, вода,

земля). Аюрведа, в зависимости от преобладания у человека тех или иных

стихий делит всех людей по типам: Вата, Питта и Капха; определенные

продукты, травы, минералы и проч. могут быть использованы для коррекции

дисбаланса Ваты, Питты и Капхи.

Вроде бы все сказано, но в то же время не очень-то все понятно. Почему?

Потому что начинать необходимо с фундаментальных понятий, то есть с

философских высот и глубин. Иначе понятие о стихиях вообще, в том числе и

в человеке, о сочетании преобладающих стихий - Дошах, воспринимаются как

нечто надуманное, мистическое, а потому не очень серьезное, скорее

развлекательное, но не практичное сегодня. Кроме того, банальным

воспринимается и представление о человеке, как о неотъемлемой частичке

мироздания. Сейчас каждый второй говорит об этом как о само собой

разумеющемся, не вникая, однако, в истинный, глубинный смысл этих слов и

не используя это ни в повседневном, ни в профессиональном мышлении.

Почему же в публикуемых статьях разговор не начинается с фундаментальных

основ Аюрведы, открывающих глаза на ее гениальные глубины? Объясняется

это, на мой взгляд, очень просто. Как-то неловко говорить о

философских основах Аюрведы современному солидному человеку, поскольку ее

философские понятия немного похожи на религиозные, немного на

мистические, не совсем схожи с привычными европейскими, сложноваты для

обыденного мышления и восприятия... Еще не так поймут...

Такие рассуждения связаны, как правило, с неполным пониманием Аюрведы

самими авторами публикаций. О себе могу сказать, что со времени обучения

теории и практике Аюрведы у специалистов из индийского и американского

аюрведических центров вот уже несколько лет нахожусь под глубоким

впечатлением от соприкосновения с этой сложной и в то же время простой

мудростью, которая положительно трансформировала не только мое обыденное,

но и профессиональное сознание.

Дело еще в том, что Аюрведа является законченным, совершенным знанием о

здоровье, т.е. она дает ответ на любой вопрос, касающийся здоровья

человека (все зависит только от квалификации Вайдьи - врача-аюрведиста).

Аюрведа относится к тем немногим областям человеческого знания, которые

являютсязаконченными (арифметика, механика, йога - как совершенное

знание о совершенствовании человека, тантра - в части развития

человеческих чувств, эвклидова геометрия и ряд других).

Итак, начнем с самого начала. Что такое Аюрведа? В буквальном переводе

с санскрита это означает знание о жизни. То есть это часть ведического

учения, являющегося по содержанию более широким, включающего размышления о

мироздании, о месте в нем человека, о религии, культуре и т.д. В

повседневном прикладном смысле Аюрведа - это учение о счастливой жизни, и

еще в более конкретном виде - учение о совершенном здоровье. Однако

истинный смысл Аюрведы заключен в первом ее значении, т.е. в буквальном

переводе. Знание жизни - это учение о внутреннем мире человека и обо всем,

с чем и как этот человек соотносится и взаимодействует во вне. Все это и

определяет счастье и здоровье человека.

Принципиально важно, что теория и философия Аюрведы дают конкретную

"технологию" совершенного здоровья.

Когда возникла Аюрведа? Этот вопрос имеет не только хронологический

характер. Можно просто сказать: несколько тысячелетий назад - и это

будет весьма внушительно. Однако все гораздо внушительней. Как говорят

учителя Аюрведы, она существовала всегда. И это не метафора, а истина.

Аюрведа также существовала всегда, как и законы природы, их никто не

придумывал, только в определенное время их открывали и формулировали.

Аюрведа - учение о естественном оздоровлении, а оно действительно

существовало всегда не только у человека, но и вообще в животном мире.

Древний проточеловек и миллионы лет назад неосознанно подчинял свой

суточный, сезонный режимы ритмам окружающего мира, при определенных

нарушениях в организме инстинктивно употреблял необходимые пищу, травы и

минералы, когда требовалось - голодал (как делают это животные и сейчас) и

т.д. и т.п.

Проходили тысячелетия эмпирического опыта, он формулировался в осознанные

правила, затем в набор правил, т.е. в "технологию". Около сорока тысяч

лет назад (время появления Homo sapiens) появились зачатки искусства, а

следовательно, и воображения, образного мышления, началось осмысление

эмпирического опыта, попытки осознать себя, свое место в мире и сам

окружающий мир. Поскольку логикой древний человек не блистал, то

ведущей в познании была интуиция, дающая, в первую очередь, понимание не

деталей, а целого, т.е. целостный взгляд на мир.

Научная литература указывает, что первые письменные аюрведические

источники появились около трех тысяч лет назад, что считается временем

ее зарождения. Однако учителя Аюрведы говорят, что основные ее

положения

Навигация:

Страница 32
Страница 31
-- Страница 30 --
Страница 29
Страница 28