Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Лечение неизлеч.(В.Коновалова) - Страница 32

и мы (наше тело, мысли, эмоции), состоим из одних и тех же

вибраций. Только различные их соотношения формируют преобладание тех или

иных качеств.

В процессе взаимодействия трех первичных потоков сознания образуются

вторичные вибрации, формирующие пять основных стихий мироздания или

Махабхут: эфир, воздух, огонь, воду, землю. Эти стихии, присутствуя в

разных соотношениях в материальных объектах, в том числе и в нас,

формируют определенные качества. Необходимо заметить, что не следует

понимать основные стихии буквально, это будет упрощением, создающим

опять-таки мистический, неправдоподобный, выдуманный оттенок. На самом

деле это метафорическое, привычное нашему мышлению обозначение сложных

качеств. Например, в горном хрустале больше воздуха,и эфира, а в красном

рубине - огня, земли и воды, хотя в них нет в явном виде этих составляющих.

На уровне физиологии человека множественные вибрации основных стихий

мироздания формируют 7 следующих вибраций (7 Дхат), которые дают более

специфические качества, а на уровне организма - конкретные ткани (лимфа,

мышцы, жир, кости и т.д.). Из 7 Дхат рождается 8 Упадхат, дающих новые

ткани (грудное молоко, сухожилия, кожу, сосуды...). Сочетание различных

вибраций не только формирует материальные объекты, но и придает им

специфические свойства, все разнообразие которых представлено 25-ю

Гунами (холодное, тяжелое, гладкое, легкое, горячее, сухое, острое,

жидкое, грубое, твердое, мягкое, маслянистое и т.д.). В живых системах

динамическое равновесие этих свойств имеет большое значение для

оптимальности внутренних процессов, обмена с внешней средой и для

жизнеспособности. Особенность Гун в том, что все они могут быть оценены

нашими органами чувств.

Все многообразие перечисленных вторичных вибраций единого квантового

поля управляется тремя его первоэлементами: Риши, Девата и Чандез. На

физиологическом уровне управляющими принципами являются 3 Доши: Вата,

Питта и Капха.

Заслуга Махариши в том, что он установил три характеристики в живом

организме, соответствующие в физиологическом преломлении трем потокам

первичного сознания. Вата, Питта и Капха есть фактически Риши, Девата и

Чандез на уровне физиологии, а точнее - на уровне пересечения сознания и

материи. Риши дает начало Вате, управляющей в организме процессами

движения (помните, Риши - это движение); Девата дает начало Питте,

управляющей в организме энергетическими процессами, обменом; Чандез дает

начало Капхе, управляющей в организме структурой, формой. Что такое

движение в организме? Это - сокращение мышц, перистальтика кишечника,

движение мысли, электрического импульса по нервам и т.д. Что такое

энергия, обмен в организме - понятно: это обмен веществ, т.е. все

биохимические процессы. Что такое структура - также понятно: это

формообразующие структурные характеристики.

Указанные три Доши содержат разное соотношение перечисленных выше

вибраций, т.е. качеств и свойств. Так, Вата формируется вибрациями,

передающими, преимущественно, свойства эфира и воздуха; Питта - огня и

воды; Капха - воды и земли. Поэтому Вата отражает следующие свойства

(Гуны): сухое, подвижное, холодное, легкое, изменчивое, быстрое, тонкое;

Питта - горячее, легкое, влажное, текучее..; а Капха - жирное, холодное,

тяжелое, медлительное, мягкое, прочное...Буквальный смысл Ваты - ветер,

Питты - желчь, Капхи - слизь.

Комбинация вибраций, порожденных ими свойств у человека, дают ему

определенный конституциональный тип - Пракрити. В Аюрведе выделяют 10

Пракрити по числу возможных сочетаний Ваты, Питты и Капхи, т.е. 3 чистых

типа; шесть вариантов их двойных смешанных сочетаний (Бидоши) -

Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Вата, Питта-Капха, КапхаВата,

Капха-Питта; тройной смешанный тип - Вата-Питта-Капха (в этом случае они

проявляют себя в организме примерно в равных долях). Чистые типы Вата,

Питта и Капха практически не встречаются, может быть лишь существенное

преобладание одной из дош.

Каждый человек имеет Пракрити рождения, т.е. врожденную конституцию,

определяемую генотипом предков и их здоровьем в момент зачатия ребенка, и

Пракрити тела, т.е. конституцию на сегодняшний момент, слагаемую из

Пракрити рождения и прижизненных наслоений и изменений.

Все перечисленные характеристики трех Дош реализуются не только на

уровне тела, но и на уровне сознания и эмоций. То есть Пракрити отражает

не только конституцию тела, но и преобладающий для данного человека

образ мыслей, характер.

Помимо Дош - Ваты, Питты и Капхи, как общих принципов управления

телом и сознанием, каждая из них включает в себя по пять более тонких

механизмов (Субдош). Если, например, Вата отвечает за процессы

движения во всем организме, то пять ее Субдош - за эти процессы в

отдельных частях организма. Таким образом, все органы, ткани, механизмы

мышления и духовной жизни человека охвачены регулирующим влиянием Дош и

Субдош. Эту регуляцию они осуществляют через взаимодействие и баланс

основных вибраций (свойств, качеств): уже описанных пяти Махабхут, семи

Дхату, восьми Упадхату, двадцати пяти Гун. Помимо указанных механизмов

существует три Доши ума или разума: Оджас - эквивалент блаженства -

характеризует первичную способность организма к гармонии, т.е., по

существу, означает жизнеспособность; Ама - условное понятие, означающее

шлаки в теле и грязь в мыслях; Шроты (их 4) - условные каналы

циркуляции жизненного потока, питательных веществ, жидкостей, Оджас и

пути выведения Амы.

Итак, мы вкратце разобрали теоретические основы аюрведического

взгляда на мироздание, жизнь и на человека в частности. Мы увидели, что

это сложное, но стройное учение, дающее представление о человеке в мире,

о человеке в целом и в деталях на физическом, духовном и интеллектуальном

уровнях.

Как же в Аюрведе подходят практически к диагностике,

оздоровлению, профилактике и лечению? Существует несколько

основополагающих принципов.

1. Поскольку имеется совершенное первичное сознание или квантовое

поле, из которого построено абсолютно все, то могут существовать и

совершенные части этого поля, в частности, человек. То есть человек может

иметь идеальное здоровье, необходимо лишь правильно к нему идти.

2. Поскольку все, в том числе и человек,

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30