АЙУPВЕДА ДЛЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
============================
Падманабха Дас
В Айурведе есть раздел педиатрии (каумара-бхритйа), в кото-
ром рассматривается предродовой период и послеродовой уход за ре-
бенком; в нем также описывается, как следует заботиться о матери
до зачатия и во время беременности. Эти писания также объясняют
как родители могут получить ребенка желаемого пола, интеллекта и
конституции и учат родителей, как поддерживать здоровье и предот-
вратить болезнь.
Здоровье ребенка означает, как его физическое здоровье, так
и уравновеншенность ума. Тело и ум взаимосвязаны. Когда ум чело-
века обеспокоен иллюзорными страхами и тревогами, недостатком
уверенности или своей неспособностью ориентироваться в определен-
ных ситуациях, на этой почве у него может развиться хроническое
заболевание. Хроническая болезнь, в свою очередь, может воздей-
ствовать на ум. Поэтому, не принимая во внимание ментальный ас-
пект, попытки излечить хронические физические заболевания часто
приносят только временные результаты.
Важным моментом правильного умственого развития ребенка яв-
ляется то, что его родители должны проявлять надлежащую любовь
друг к другу. Часто существует неверное понимание того, что отре-
чение от чувственого удовлетворения должно выражаться в том, что-
бы не проявлять любви. Я был печальным свидетелем того, как неко-
торые преданные создают проблемы себе и своим семьям, когда, пы-
таясь достить более высокого уровня отречения, они искусственно
подавляют естественную эмоциональную энергию духовной души.
Чарака-самхита, стандартный айурведический текст, объясняет
как в момент зачатия сознание родителей влияет на ребенка. Сог-
ласно этому писанию, сознание ребенка в равной мере определяется
четырьмя факторами:
1. Кармой ребенка с его предыдущей жизни.
2. Его желаниями, которые по-прежнему присутствуют в нем с
предыдущей жизни.
3. Сознанием родителей в момент зачатия.
4. Звуковыми вибрациями, которые слышит ребенок в течение
девяти месяцев беременности.
Родители должны ясно представлять себе, что их ребенок бу-
дет, во многих отношениях, проявлением их сознания, особенно в
момент зачатия. Супруги должны подготовиться к появлению нового
члена семьи, стремясь удовлетворить Господа Кришну. Тогда, даже
до своего появления, ребенок будет любим.
Поэтому, согласно культуре Вайшнавов, ответственность роди-
телей за своего ребенка начинается даже до зачатия. Эти роди-
тельские обязанности, которые выражаются в выполнении различной
деятельности, называются самскарами.
В ИСККОН существует определенная практика преданного служе-
ния, которая называется садханой; садхана возвышает сознание че-
ловека, но также существуют особые обязанности, которые из акта
зачатия ребенка делают акт жертвоприношения, йагью, действие,
удовлетворяющее Кришну. Например, Шрила Прабхупада говорил своим
ученикам, живущим семейной жизнью, перед зачатием ребенка повто-
рять, по меньшей мере, 50 кругов.
Если супруги предпочитают иметь мальчика или девочку, они
могут следовать определенным айурведическим принципам. В коммен-
тариях к Шримад-Бхагаватам (6.1.54). Шрила Прабхупада цитирует
Риг Веду, в которой утверждается, что если мужского секрета выде-
ляется больше, чем женского, то ребенок будет мужского пола, и
если женского больше, то ребенок будет женского пола. Чтобы уве-
личить мужские секреции, мужчина может принимать сладкую, жирную,
кислую и соленую пищу, которая, таким образом, увеличит в его те-
ле Капху. Если женщина будет принимать горькую, пряную или ос-
трую пищу, это сделает ее тело более сухим, сокращая ее половые
выделения. Также это можно сделать с помощью поста. Определенные
дни более благоприятны для зачатия мальчика или девочки. Опреде-
ленные дни лунных фаз запрещены для зачатия. Это основано на том
факте, что в некоторые дни их тела слабы.
Тщательно отметьте себе различие, существующее между двуми
списками в таблице 2. Первый список начинается с начала менструа-
ции, и поэтому, он будет отличаться для каждой пары супругов.
Второй список начинается с полнолуния или новолуния, пурнимы или
амавасьи, и поэтому универсален.
Во время акта зачатия женщина должна лежать на спине, пос-
кольку другие положения могут вывести из равновесия три доши.
Считается, что зачатие после восхода солнца находится в гуне бла-
гости.
Под звуковыми вибрациями подразумеваются те, которые мать
слышит в бодрствующем состоянии. Во время беременности она дол-
жна увеличить свое слушание и воспевание; в особенности, следует
больше читать вслух. Эти трансцендентные звуковые вибрации прине-
сут ребенку великое благо. Чарака-самхита советует, чтобы мать
путешествовала в своем уме туда, где живут люди, обладающие ка-
чествами, которые она желает своему ребенку. Также