Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Медитация в сознании Кришны - Страница 4

на одно из Его истинных воплощений. Однако познанию Бога не поможет медитация на лже-воплощения, которые только провозглашают себя таковыми, но не могут проявить необычную природу Бога.

В связи с этим уместно вспомнить о Сарвабхауме Бхаттачарье. Так звали одного ученого-ведантиста, которые придерживался представления о безличностности Бога. Он не занимался медитацией в лесу и, все же, его можно было назвать йогом, поскольку он много времени уделял изучению безличной Высшей истины. Когда он повстречался с Господом Чайтаньей, воплощением Бога в Кали-югу, он вызвался рассказать Ему свои комментарии к ?Веданта-сутре? в духе Шанкары. Согласно данной философии, Господь ? это некий божественный свет, а живые существа должны стремиться к единению с ним. Несколько дней Господь Чайтанья молча выслушивал его комментарии, после чего Бхаттачарья не выдержал и спросил о причинах Его молчания. Господь сказал: ?Я отчетливо понимаю смысл каждого стиха ?Веданта-сутры?, но твои толкования к ним только приводят ум в беспокойство, они подобны облакам, скрывающим солнце. Ты лишь запутываешь, не раскрывая прямого значения стихов ?Веданты?, потому что не желаешь понять главную и простую истину: ?Верховный Господь ? это личность, а не божественный свет! И если ты начнешь преданно служить Ему, то обретешь любовь к Богу. В этом цель бытия?.

В конце концов ученый-философ сдался и признал свои прежние представления ошибочными. Когда Сарвабхаума общался со Шри Чайтаньей Махапрабху, его сильно привлекло обаяние Господа и чистая благость, исходившая от Него. Мы могли бы сказать, что он ощущал, что от Него исходит тот самый божественный свет, который он до этого отождествлял с Богом. Однако постепенно он убедился в том, что Господь ? не только это. У Него есть особенная, не похожая ни на что другое, духовная форма, и Он обладает разнообразными качествами, знанием, превосходящим знания всех людей, а также силой, красотой и отречением.

Изменения, подобные тем, что произошли с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, могут произойти с любым имперсоналистом, который не кичится своими знаниями и йогическими совершенствами и не оскорбляет Господа и Его преданных слуг.

Йоги-имперсоналисты, не стремящиеся к значительному духовному прогрессу, как правило, постепенно деградируют. Шрила Прабхупада в одном из комментариев говорит, что они думают гораздо больше о своем теле, чем о душе. Они, фактически, спускаются на уровень материалистов, и их медитация превращается в обычную гимнастику, упражнения для тела.

Итак, безличная медитация может привести йога как к вершине духовного развития (к медитации на личностные формы Бога), так и к деградации (материализму). А личностная медитация, как у Дхрувы, является одним из видов преданного служения Богу. В дальнейшем мы будем обсуждать, главным образом, личностную медитацию вайшнавов, преданных Господа.

05) Медитация на святые имена Господа

Как видно из описания медитации Дхрувы Махараджа и описания трансцендентной медитации, которое дал Кришна в ?Бхагавад-гите?, совершать ее совсем не просто. Это подразумевает высокую степень отречения. Но упомянутый вид трансцендентной медитации не является единственным. Ведическая литература описывает и другие. А главным методом медитации для нашей эпохи вайшнавскими авторитетами признано повторение святых имен Бога. Такое признание данный метод получил после прихода в этот мир Господа Чайтаньи, воплощения Кришны в эпоху Кали. Господь Чайтанья жил среди людей и внешне вел Себя как обычный человек. Или, даже если Его поведение было необычным, люди, как правило, не осознавали Его истинной природы. В юности Он прославился как ученый-ньяик (логик). Но затем Он повстречался со Своим духовным учителем, Ишварой Пури, который рекомендовал Ему повторять маха-мантру Харе Кришна. Выполняя указание, Шри Кришна Чайтанья стал делать это и вскоре стал проявлять необычные признаки: повторяя имена Бога, Он то бледнел, то начинал дрожать, то плакал, то смеялся. Иногда чувства захлестывали Его так сильно, что Он начинал кататься по полу, а иногда просто танцевал. Как Он сказал Своим ученикам, Он потерял способность думать о ком-либо, кроме Кришны, и перед глазами у Него постоянно возникал образ Кришны, Шьямасундары, с темно-синим цветом кожи, с короной на голове и флейтой в руках. Когда Господь Чайтанья начинал говорить, все Его речи были о Господе Кришне. Придя к духовному учителю, Шри Кришна Чайтанья спросил его, почему из-за повторения святых имен Бога он стал вести Себя так необычно и порой просто похож на умалишенного. Духовный учитель объяснил, что Его поведение, в каком-то смысле, не было удивительным. ?Природа маха-мантры Харе Кришна такова, что, повторяя ее, человек развивает любовь к Кришне?. Признаки, которые проявились у Господа Чайтаньи, были признаками любви к Богу, развившейся благодаря благотворному влиянию имени Кришны. Ишвара Пури был очень доволен своим учеником, похвалил Его и сказал, что Он достиг высшей цели жизни: ?Мое дорогое дитя, пой, танцуй и совершай санкиртану (совместное пение святых имен) в обществе преданных. Больше того, проповедуй важность повторения имени Кришны, ибо так Ты сможешь освободить все падшие души? (Ч.-ч., 7.92). Далее Ишвара

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2