Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ишта-гоштхи
------ Страница 40 ------

Ишта-гоштхи - Страница 40

но меня к этому принуждают.

Почему это так""

Когда возникает такой вопрос,

это и есть подлинное мышление,

но где оно, такое мышление"

26 апреля 1973 года, утренняя прогулка.

06. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДНЕВНИКА В СОЗНАНИИ КРИШНЫ, № 1.

ПОЙМАТЬ СВОЙ УМ

Существует множество причин, по которым преданному в сознании Кришны нужно вести дневник. Вот одна из них: это помогает поймать свой ум.

В "Бхагавад-гите" Арджуна говорит, что ум - чанчала, неустойчивый, и его очень трудно контролировать. В Пятой песни "Шримад-Бхагаватам" Господь Ришабхадева также утверждает, что не следует доверять уму, так же как человек не оставил бы открытой клетку с дикими животными, надеясь, что они будут добровольно находиться в ней.

Часто у нас появляется смутное ощущение, что в нашем уме происходит какая-то неблагоприятная перемена. Она негативно отражается на всем нашем существовании, но мы не уверены в том, что случилось и почему. Мы в унынии просто потому, что день дождливый" или что-то съели" или кто-то что-то сказал" или просто всплыло старое воспоминание" Интуиция говорит: "Что-то здесь не так. Меня будто подменили. Чувствую себя так, словно я в майе. Что случилось"" В такие моменты, если мы уделим время тому, чтобы вдумчиво записать происходящее, это может оказаться очень полезным. Кроме того, в процессе обдумывания на бумаге, можно выпустить эмоциональный пар, и это тоже "плюс".

Позволю себе предложить в качестве примера отрывок из моего дневника. В январе я работал сразу над несколькими литературными замыслами и быстро продвигался вперед. Но однажды утром я вдруг почувствовал, что неудовлетворен и работа меня больше не интересует. Я смутно подозревал, в чем причина, но не мог установить ее точно, пока не пошел и не записал в дневнике:

"Пытаюсь проследить, когда и почему изменилось мое умонастроение сегодня утром. Я был уравновешенным и продуктивно работал в течение двадцати дней: составил план шестнадцати лекций о Шриле Прабхупаде, написал несколько стихотворений и шестьдесят страниц басни "Нимай дас и мышь". Что же случилось"

Я читал стихи Дэвида Уэгонера, в которых автор делает резкие атеистические выпады. Уэгонер восхваляет поэта Ричарда Хьюго и замечает: "Он обошелся без этой тарабарщины о Боге". Затем он снова упражняется в атеистическом остроумии. Или, может быть, таким образом всего лишь проявилось его отвращение по отношению к сентиментальной религии" Этих утонченных поэтов не поймешь. Потом я размышлял о других людях, которых считаю неверующими, - Коуите и Меднике (новая встреча со старыми приятелями). Что они подумают, когда прочитают мое "Вступление в молитвенную жизнь"" Я взглянул на книгу их глазами и рассудил, что, они, возможно, расценят ее как "тарабарщину". Мой разговор о молитве и неспособности понять Кришну, и отсутствии Кришны" Преданные хорошо знают, о чем я. Они ценят эту борьбу за то, чтобы обрести сознание Кришны, и честное признание того, что нам не всегда удается сделать это, и позицию преданного, который не старается увидеть Кришну, но действует таким образом, чтобы Кришна увидел его.

Говорю ли я, что был болезненно задет близостью к лишенным веры, богохульническим словам и умонастроениям" Да, и, кроме того, мой ум сказал мне: "Хорошо, может быть, я стану иначе относиться к тому, что ты пишешь. Может быть, мы уже достаточно потрудились в этом уединении, посвященном литературной деятельности. Может быть, поставим на этом точку".

Выразив с помощью этих записей свои чувства, я смог отчетливо увидеть, каким образом мой ум утратил свое простое и счастливое рабочее настроение. Я смог поймать свой ум и вернуть его на тот путь, который нужен мне. Я расценил это как значительную победу и благодарен дневнику за помощь.

07 "Путь скромных достижений духовного детства" уже существует в сознании Кришны, особенно в наставлениях Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады.

Я проводил лекцию о маленьких жертвоприношениях милосердия, предложенных Св. Терезой* из Лизье, и их возможном применении в сознании Кришны. Сейчас читаю книгу, в которой "целостное" учение Святой Терезы описывается как "путь скромных достижений духовного детства". Мне кажется, ничто в нем не противоречит сознанию Кришны.

Перенимая и приспосабливая это учение, мы должны рассмотреть, какой смысл имеют для нас слова о том, что Иисус Христос - единственный путь. Для меня они означают, что он - чистый преданный, духовный учитель. Он приходит от Отца и учит любви к Богу. Вместе с тем, приходят также и другие чистые преданные и сыновья Бога и, не противореча ему, обучают бхакти разных людей в разных странах, в разное время и с использованием разной терминологии. Христианские богословы постепенно начинают признавать это.

"Путь скромных достижений духовного детства" есть путь бхакти-йоги. Один из примеров, используемых Св. Терезой - подъемник (или лифт). Шрила Прабхупада приводил точно такой же пример. Он использовал сходную аналогию, говоря, что, практикуя бхакти-йогу, человек словно цепляет свой велосипед к движущемуся грузовику. Движение вперед происходит не за счет силы, которую прикладываете вы сами, а за счет силы Бога.

Можно найти и другие "детские примеры": повторение Харе Кришна подобно крику ребенка, зовущего свою мать.

Однажды Шрила Прабхупада увидел, как отец приподнял сына,

Навигация:

Страница 42
Страница 41
-- Страница 40 --
Страница 39
Страница 38