Прабхупады. Индийская болезнь.
23. Обращаясь к Шриле Прабхупаде
24. Прославление
25. Размышления до и после лекции, предваряющей пир
26. Письмо Шриле Прабхупаде
27. Бхактиведанта: союз религии и философии
28. Зависимость от Кришны
30. Стихотворение Шрилы Прабхупады. Вы будете
говорить с Кришной
01. ВЫБЕРИТЕ СВОЙ АШРАМ И СРАЖАЙТЕСЬ, - НО ТОЛЬКО НЕ ДРУГ С ДРУГОМ
В чем состоит разница между жизнью в храме и жизнью вне него" Одни говорят: "Жизнь в храме предполагает большую степень отречения и более активную проповедь". А другие возражают: "Жить в храме, значит не думать о хлебе насущном и таким образом уклоняться от проблем реальной жизни, никогда не проверяя глубину своей веры".
"Жить вне храма, - утверждают некоторые, - значит соскользнуть с духовного пути; это значит затеряться на дорогах майи и восхищаться карми, поскольку они кажутся более компетентными, чем преданные в храмах. Тот, кто живет вне храма, в конце концов, начинает рассматривать исключительную преданность духовным идеалам как фанатизм и приходит к выводу, что "слишком" предался Кришне".
А вот и еще одна точка зрения: "Вне храма существование преданных корректируется в соответствии с системой варнашрамы, с учетом их психо-физических особенностей. Видя, что вайшнавы могут добиться успеха в обычной жизни, люди убеждаются в истинности нашей проповеди".
Такое большое количество мнений может нас запутать. Но одно должно быть нам ясно: ни духовный, ни материальный успех напрямую не определяется тем, живем ли мы в храме или вне него. Один образ жизни отнюдь не обязательно лучше другого. В том и в другом случае приходится доказывать свою веру в Кришну и противостоять соблазнам майи. В том и в другом случае все наши усилия будут признаны напрасными (шрама ева хи кевалам), если не послужат удовлетворению Верховного Господа.
Шрила Прабхупада приводил в пример крокодила и слона: первый лучше сражается в воде, а второй - на суше. Нам следует оставаться там, где мы естественным образом чувствуем себя более сильными.
"Воины движения сознания Кришны должны обладать физической силой, энтузиазмом и иметь развитые чувства. Поэтому для поддержания формы они должны быть помещены в нормальные условия. Нормальные условия для всех разные, поэтому существует система варнашрамы - деление на сословия брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а также на брахмачари-, грихастха-, ванапрастха- и санньяса-ашрамы. Тот факт, что человек не смог хорошо проявить себя в одном положении, еще не означает, что ему следует перестать сражаться с крокодилом майи. Если не подходит санньяса, можно принять грихастха-ашрам и продолжать сражаться с майей с удвоенной силой" (Бхаг., 8.2.30, комм.).
Но если кто-то чувствует, что уже занял правильное положение, не следует становиться высокомерным. Только глупцы судят обо всех со своей собственной точки зрения (атманам маньяте-джагат). Если, по-моему, правы только те, кто принадлежат к группе, к которой принадлежу я, как я смогу развить в себе сострадание ко всем живым существам"
Знает ли брахмачари, как трудно воспитывать детей" Доводилось ли ему на своем собственном опыте убеждаться в том, что создание семьи и забота о ней действительно могут приблизить человека к Кришне" А домохозяин - имеет ли он представление о том, насколько трудно содержать храм, будучи ограниченным в средствах, в обществе, не желающем тратить деньги на служение Кришне"
Честно оценив свое положение, каждый из нас может стать смиренней, обнаружив в себе недостаток любви к Верховной Личности Бога. Это поможет нам преодолеть тенденцию к ханжескому отношению к другим людям. И по мере того, как мы будем убеждаться, что трудимся в наиболее подходящих для себя условиях, у нас постепенно исчезнет потребность в самозащите. Возможно, тогда мы научимся радоваться обществу друг друга и сотрудничать, чтобы вместе возвестить наступление эпохи бхагавата-дхармы.
02. ТРИУМФ "БХАГАВАТАМ"
Во время недавнего посещения бостонского храма ИСККОН меня попросили прокомментировать на лекции по "Шримад-Бхагаватам" следующий стих:
"На только что спустившемся небесном корабле Дхрува Махарадж увидел двух слуг Господа Вишну. Они отличались необыкновенной красотой и выглядели очень молодо. У каждого из них было по четыре руки. Смуглокожие, с глазами, подобными лепесткам розового лотоса, они были одеты в прекрасные одежды, и на каждом из них были богатые украшения: золотой шлем, ожерелья, браслеты и серьги. В руках они держали палицы" (Бхаг., 4.12.20)
Комментарий Шрилы Прабхупады был краток: "Таким образом, две необычные личности, сошедшие с небесного корабля, прибыли прямо с Вишнулоки, планеты Господа Вишну". Сомнения охватили мой ум. Как можно в это поверить" Четырехруких людей не бывает! Это напоминает заявления людей, которые утверждают, что видели НЛО и пришельцев из космоса. По мере того, как мне становилось все больше не по себе, я успокаивал ум, задавая себе такие вопросы:
Я этому верю"
В глубине сердца у меня есть ответ: "Да".
В таком случае, как я этому верю"
Полагаясь на высший авторитет.
Я знаю это"
Да.
Могу объяснить это другим"
Да.
Могу убедить в этом кого-нибудь еще"
Да.
Несмотря на победоносный внутренний диалог, стопроцентной убежденности у меня все еще не было. Мне не хотелось комментировать, просто пассивно следуя "линии партии". Поэтому я терзался: почему мне не предложили стих