Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ишта-гоштхи
------ Страница 18 ------

Ишта-гоштхи - Страница 18

полегче, например, что-нибудь о практике бхакти-йоги" Тогда мне не пришлось бы напрямую столкнуться с материалистическими представлениями и не пришлось бы бросать им вызов. Ну, почему мне не достался, например, стих с упоминанием положительных качеств: терпимости, милосердия и т.д." Впрочем, у меня были бы сомнения, даже если бы это была шлока о преданном служении, поскольку я развил в себе божественные качества лишь в незначительной мере. В любом случае, комментировать "Бхагаватам" нелегко. Это, безусловно, занятие не для человека, склонного к спекуляциям. О чем бы ни говорилось в стихе или комментарии, вам необходимо разъяснять их в духе парампары. И я приготовился сделать это.

В процессе подготовки выяснилось, что сомнения не так уж трудно преодолеть. Мы принимаем как истинное утверждение о том, что небесные корабли прибыли с Вишнулоки, поскольку так говорят ведические шастры, а их свидетельства - аксиоматичны. С помощью науки и умственных спекуляций это нельзя доказать, но невозможно и опровергнуть. Тот факт, что мы не видели четырехруких людей, не может служить доказательством того, что их не существует; есть много вещей, которых мы никогда не видим. Делать выводы обо всей материальной вселенной и существовании духовных миров, основываясь на собственном опыте, значит исповедовать "философию лягушки".

На ум пришло немало веских аргументов, слышанных мною от Шрилы Прабхупады. "Да, - подумал я, - проводя лекцию, ты сможешь говорить откровенно, и в то же время придерживаться парампары. Сидя на вьясасане, ты будешь более эффективно отстаивать истинность ведического знания (шрути), чем когда делаешь записи в своем дневнике или размышляешь, ведь занимаясь литературной деятельностью или обдумывая что-либо, ты склонен позволять себе сомневаться больше, чем обычно. Не волнуйся, ты сможешь провести лекцию".

И так оно и получилось. Прочитав комментарий Прабхупады, я сразу же начал: "Это описание жителей Вишнулоки, которые прибыли на Землю на духовном корабле, приводит материалистический ум в смятение". Лекция продолжалась: я боролся с сомнениями и уничтожал их оружием знания, логики, человечности и юмора. Прислушавшись к собственной речи, я обнаружил, что говорю не догматично, а уверенно, спокойно, разумно и даже по-научному. Это атеисты догматичны, пуская пыль в глаза! Прорвавшись сквозь оболочку материалистических сомнений, я смог войти в мир "Бхагаватам" и пахтать нектар духовности, о котором мы так жаждем слушать.

После лекции настроение у меня было прекрасное. И оставалась единственная опасность - гордыня: "Я комментировал хорошо".

03. ВОРОНЫ И ЛЕБЕДИ

Как-то само собой получилось, что в последние пять месяцев, или около того, я не брал в руки газет. Был слишком занят деятельностью в сознании Кришны, стараясь читать и писать книги, проповедовать и путешествовать. Когда время от времени мне приходило в голову, что я забросил регулярное чтение газет, я задумывался, не безнравственно ли это - не знать о страданиях людей, не быть в курсе политических событий, определяющих внешнюю сторону нашей жизни. Конечно, я узнаю новости от других. По крайней мере, мне известно, кто сейчас президент Соединенных Штатов, я слышал о землетрясении в Армении, о взрыве пассажирского самолета компании "Панамерикан", и о многом другом. Но я не читал газеты в поисках дополнительной информации.

По-моему, ничего безнравственного в этом нет. Газетные сообщения без конца повторяются, их составляют журналисты с ограниченным и пристрастным взглядом на мир. Когда вы читаете отчет, в котором якобы представлены только факты, вы получаете не только "новости", но и целый набор предубеждений, при полном отсутствии трансцендентного знания. Лишенные трансцендентного анализа, сообщения о вчерашних событиях бессмысленны и только делают человека бесчувственным, оглушая его тоннами удручающих доказательств того, что мы живем в век Кали.

Как-то в Индии преданный вошел в комнату Шрилы Прабхупады, чтобы почитать ему вслух свежую газету, - в то время Прабхупада иногда просил об этом. "Что нового"" - спросил Прабхупада. "Что пишут эти мошенники" В газетах - сплошь утверждения мошенников".

Но сегодня я провел сорок минут над номером "Сан Хуан Стар" за 19 января 1989 года. Принесло ли чтение пользу" Оно помогло мне осознать, что во многих отношениях моя жизнь защищена и что я "ничего не предпринимаю" по поводу расовых бунтов в Майами. Взглянув на снимок с четырьмя мускулистыми мужчинами в наручниках, арестованными за мародерство, я осознал собственную физическую слабость и потребность в защите со стороны полиции. Но я не прочитал там ни одного упоминания о Боге или сознании Бога - ни прямого, ни даже косвенного. Чтобы убедиться в том, что там нет ничего подобного, я снова пролистал газету. Бога не нашел, зато во второй раз наткнулся на сообщение о тридцатилетнем Патрике Пурди, который сделал десять выстрелов из винтовки во дворе одной калифорнийской школы, в результате чего пятеро детей погибли, а тридцать были ранены, а затем застрелился сам. В том, что подобное происходит, газета не виновата. А кто-то, возможно, скажет, что журналист не обязан морализировать или делать попытки объяснить события. Как сказала бабушка Патрика Пурди: "Это просто ужасно. Я не понимаю, как это могло случиться и, вероятно, никогда этого не узнаю".

Почему каждая пятая беременная женщина в

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16