Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ванданам
------ Страница 17 ------

Ванданам - Страница 17

тысячи "любимых" шлок. Для этой главы я подобрал некоторые стихи, которые дают мне больше всего стимулов для молитвы.

Момент смерти

"Пусть это бренное тело сгорит дотла, пусть дыхание жизни сольется с воздухом. Теперь, о Господь, вспомни все мои жертвы, и так как в конечном счете все предназначено для Твоего наслаждения, пожалуйста, вспомни все, что я сделал для Тебя.

О мой Господь, всесильный, как огонь, о Всемогущий, я припадаю к Твоим лотосным стопам и приношу Тебе свои поклоны.

О мой Господь, пожалуйста, веди меня верным путем, чтобы я смог достичь Тебя, и так как Ты знаешь все, что я совершил в прошлом, избавь меня от последствий прошлых грехов, чтобы ничто не мешало моему продвижению вперед".

"Ишопанишад", мантры 17-18.

Прабхупада пишет: "Эту молитву возносят в момент смерти, полностью отдавая себе отчет в своих прошлых деяниях и сознавая свою конечную цель".

Преданный напоминает Кришне: "Сейчас, когда я на грани смерти, пожалуйста, вспомни мое преданное служение". Я воспринимаю это как сказанное не в требовательной манере, а в дружеском тоне между слугой и повелителем. Ведь, в конце концов, смерть - это страшный момент. Преданный знает, что совершил множество греховных поступков в прошлом, поэтому надеется, что о его служении вспомнят тоже. Прабхупада говорит, что даже если преданный не напоминает Кришне, "Господь не забывает служение Своего преданного".

Сходное утверждение Прабхупады содержится в его комментарии о молитвах Гаджендры:

"Только Кришне под силу освободить нас от материального существования. На самом деле, Он постоянно пытается освободить нас. Ишварах сарва-бхутанам хрид-деше рджуна тиштхати. Он в наших сердцах и к нам не безразличен. Его единственная цель - освободить нас от материальной жизни. Не надо думать, что Он обращает на нас внимание, только когда мы обращаемся к Нему с молитвами. Даже до этого Он непрестанно старается освободить нас. Он никогда не ленится, действуя ради нашего освобождения" Бог свободен и прикладывает усилия, чтобы нас освободить, но, несмотря на Его постоянные попытки, мы отказываемся принимать Его наставления. И, все же, это не вызывает у него гнева" (Бхаг., 8.3.17, комм.).

Я люблю язык этих двух мантр "Ишопанишад". Могу войти в них, проникнуться их духом и принять как свои собственные. Несколько раз преданный призывает Господа очень личностно: "О мой Господь". А здесь присутствует интонация благоговейного трепета и почитания: "припадаю к Твоим лотосным стопам", - причем очень интенсивная. Это не просто формально возносимая молитва. В ней явно присутствует личность преданного и выражено его стремление к освобождению. Но не эгоистичное стремление. Его конец уже близок, и он готов, предавшись, оставить тело и жизненный воздух и отправиться к Кришне, "если Он смилостивится и вспомнит меня, освободит от кармы и поведет правильным путем, чтобы я смог достичь Его". Он хочет вернуться обратно к Богу, выйти за пределы рождения и смерти, и взывает беспомощно и все же мужественно: "Прошу, прими меня, Господь!" Это немного напоминает зов Господа Чайтаньи: "О сын Нанды! Я - Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в океан рождения и смерти. Прошу Тебя, вызволи меня из этого океана и сделай одной из пылинок у Твоих лотосных стоп".

Когда вы входите в молитвы из шастр таким образом, то не чувствуете, что нужно добавлять что-то еще от себя. Ваш собственный случай полностью описан, именно так, как вы хотели бы его описать в своей молитве, хотя самому вам не достает умения выразить себя. Поэтому с благодарностью мы находим шлоки, подобные этой, и принимаем их как свои собственные.

Без комментариев Бхактиведанты мы не смогли бы по-настоящему сделать это, не смогли бы доверительно вобрать их в себя, зная, что Прабхупада желает этого. Поэтому комментарий - часть целого, в нем Прабхупада поясняет и проливает для нас свет на молитвы, например, когда утверждает: "К Господу обращаются как к огню, потому что Он способен сжечь дотла все, даже грехи предавшейся Ему души".

Молитва об освобождении всех душ

"Пусть у этой вселенной будет счастливая судьба, и пусть все завистливые люди достигнут умиротворения. Пусть все живые существа обретут покой, занимаясь бхакти-йогой, ведь всякий, кто станет на путь преданного служения, начнет заботиться о благе всех остальных. Так давайте же служить Высшему Трансценденту, Господу Шри Кришне, и пусть мысли о Нем ни на минуту не оставляют нас" (Бхаг., 5.18.9).

Я с удовольствием читаю этот стих слушателям накануне Рождества или в Рождество. Он похож на молитву из Евангелия от Св. Луки (2.14): "На земле мир, а в человеках благоволение".

Это совершенная молитва, в которой Верховного Господа просят дать мир всем душам, позволив им принять сознание Кришны и сделать так, чтобы даже сердца демонов изменились. Нам может показаться, что для нас это невозможно - молиться о вселенском благе, подобно тому, как делал это Прахлада. Но Прахлада - махаджана, и это значит, что мы должны следовать его примеру. Уверен, никому из нас не повредит, если мы будем повторять его слова, высоко ценить его сострадание, поклоняться его

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15