Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Рохинисута пр - Дамодара, связанный любовью - Страница 19

каким-либо строго регулируемым правилам. Этот даршан — результат озарения, джнана-дришти — внутреннего видения (глаз ума), а не физического зрения. Так происходит потому, что внешние чувства полностью поглощены восприятием временных вещей и не способны воспринимать объекты, которые по своей природе трансцендентны. Следовательно, не нужно уповать на материальное зрение. Получив даршан Господа внутри своего ума (очищенного до состояния шуддха-саттвы), преданный с гордостью думает, что видит Его своими глазами, хотя в действительности глаза в этом процессе не участвуют.

тасйа карунйа-шактйа ва дришйо `ствапи бахир-дришйох татхапи даршананандах сва-йонау джайате хриди

Очень редко, по Своей беспричинной милости, Господь становится видимым для внешних глаз преданного. Но даже при этом чувство блаженства проявляется только в сердце, так как сердце и ум являются местом, где возникает ананда.

анантарам ча татрайва виласам парйавасйати мана ева маха-патрам тат-сукха-граханочитам

Когда преданный видит Господа, а затем теряет Его, то блаженство, рожденное видением, разливается по всему сердцу и дарит озарение. Поэтому, бхагавад-даршан — созерцание Господа — происходит только в уме. Ум ощущает блаженство от созерцания Господа, поэтому нет необходимости пытаться увидеть Бога своими материальными глазами.

тат-прасадодайад-йават сукхам варддхета манасам, упавад-варддхитум-ишита па чанйад бахйам-иннрийам

Кто-то может сказать, что ум, подобно все другим внешним чувствам, также ограничен и способен воспринимать только временные материальные вещи, а значит, и он не способен получить даршан трансцендентного Господа, бхагават-мурти.

Можно ответить, что несмотря на то, что ум ограничен материей, по милости Господа (прасада), он может очиститься для того, чтобы с блаженством созерцать Бога. Следуя по этому пути, ум постепенно очищается и увеличивает свою способность видеть Его. Никакие другие чувства, кроме ума, не могут очиститься до такой же степени. Чистый ум настолько тонок, что действительно способен воспринимать форму духа. Всем известно, что человек обретает знание о предмете переработав полученную информацию в уме. Ни одно другое чувство не обладает такой способностью и связанно жесткими материальными ограничениями.

антар-дхйанена дришто `пи сакшад-дришта ива прабхух крипавишешам тануте праманам татра падмаджах

Кто-то может сказать, что даршан в уме превосходит восприятие материальных глаз, но только во время созерцания Господа глазами, можно испытать блаженство беседы с Ним.

Ответ таков: когда прозрачный ум погружается в непрерывную медитацию, и Господь проявляется в сердце, данное видение подобно непосредственному восприятию глаз. В это время Прабху — Всемогущий Господь — испытывает большее удовольствие и проявляет Свою особую милость, проливая благословения на Своих гъяна-бхакт. Лучшим доказательством тому является рожденный на цветке лотоса Господь Брахма.

На заре творения Господь Брахма — первое созданное существо, рожденное из лотоса, выросшего из пупка Господа, с целью создать потомство в пустой вселенной — погрузился в медитацию на Создателя. Когда он достиг самадхи, Господь благословил его Своим даршаном. Обретя видение Господа в самадхи, Брахма почтительно склонился перед Ним, и Господь лично взял его за руку и сказал: “ Я очень доволен твоими аскезами, теперь ты можешь просить благословения”. После вознесения молитв Брахма получил непосредственно от Господа чатур-шлока бхагават — четыре ключевых стиха Шримад Бхагватам. Эта история показывает, как в состоянии самадхи Брахма удостоился бхагавад-даршана. Он созерцал Господа, получил благословения, беседовал с Ним, ощущал Его прикосновение и т.д. Более подробно об этом можно узнать из девятой главы Второй Песни и восьмой главы Третей Песни Шримад Бхагаватам.

Все философские описания превосходства антар-даршана над созерцанием Господа посредством материальных глаз понятны только гъяна-бхактам — преданным, практикующим аскезу и медитацию. Они предпочитают уединение и глубокую концентрацию на Сверхдуше — Господе в сердце. Позже мы узнаем, что в своем комментарии к шестому стиху Дамодараш- таки, Шрила Санатана Госвами приводит цитаты из Брихад Бхагаватамриты и доказывает, что в конечном счете лучшим даршаном Господа является даршан, обретенный прямыми чувствами, как в случае с Его шуддха-бхактами или с чистыми преданными.

Брихад Бхагаватамрита (3.179-182)

Выше приводились цитаты из второй главы Уттара Кхан- ды Брихад Бхагаватамриты Санатаны Госвами, где житель Таполоки мудрец Шри Пиппалайана описал преводсходство даршана Господа в уме перед созерцанием Господа посредством материальных глаз. Утверждая противоположное ему, в следующей группе стихов из третьей главы Уттара Кханды Брихад Бхагаватамриты Шримад Бхагавата-паршада—личные спутники Господа Нарайаны, обитатели трансцендентной Вайкунтхи — устанавливают превосходство непосредственного даршана глазами над созерцанием Господа в уме во время самадахи или дхйаны. В следующих четырех стихах они подтверждают свою точку зрения цитатами из писаний и логическими аргументами:

дригбхйам прабхор-даршанато хи сарватас тат-тат-прасадавали-лабдхир-икишйате сарвадхикам сандра-сукхан ча джайате садхйаи тад ева шраванади-бхиктинах

Непосредственное видение Господа глазами является высочайшей милостью, даруемой Им. Кардама Муни, Дхрува и другие преданные непосредственно видели Господа и таким образом получили Его милость. Эти истории описывают и прославляют непосредственное созерцание Господа, которое приносит величайшее поглащающее блаженство, превосходящее иные формы даршана, как, например, посредством медитации. Видение Шри Кришны лично, своими глазами, является конечной наградой для практикующих девять процессов преданного служения, начиная со шраванам.

сарвешам садхананам тат-сакшаткаро хи сат-пхалам тадаивамулато майа насйет премапи варддхате

Непосредственное созерцание Господа является конечным результатом всей практики садханы. Даршан Господа под корень удаляет невежество, окутавшее душу, и увеличивает просветление, дарующее прему.

кайадхавадер-хриди пашйато `пи прабхум садакшна кила тад-дрикша татра праманам хи татхавалоканад-анантарам бхава-вишеша-лабхах

Теперь, опираясь на писания, приведем примеры величайшей радости,

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17