Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 80 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 80

обстоятельствах он останется самим собой.

Вот как аргументирует это сам Сатсварупа дас Госвами, называя жертвы естественными сторонами собственной личности «бездумными» и относя к таким жертвам жертву своей садханой, здоровьем и чувством собственного достоинства:

«Самопожертвование необходимо, но, как и все остальное, его нужно учиться уравновешивать состраданием к себе. По крайней мере, не нужно приносить жертвы бездумно. Например, не следует жертвовать садханой ради работы. Аналогичным образом, нельзя жертвовать здоровьем и чувством собственного достоинства. Часто мы говорим, что приносим садхану в жертву, чтобы более полно посвятить себя миссии, хотя в действительности причины могут быть иными. Неспособность повторять шестнадцать кругов и следовать четырем принципам обычно не связана с тем, что у нас слишком много работы. Скорее мы полагаем (по всей видимости, правильно), что наш труд - это единственное стоящее подношение, на которое мы способны. Нам может просто не хватать веры в слушание и повторение».

Это выводы, сделанные из ошибок. Ошибка - это означает, что личность не знает, как поступать (не имеет устойчивого опыта правильного поведения) и поступает не так, или не совсем так, как следовало бы. В данном случае речь идет об ошибочном опыте, в результате которого личность приходит к правильным выводам.

Но пока мы переживаем сложный опыт такого рода, то есть пока мы поступаем не совсем так, как следовало, и являемся жертвами своего невежества - это и есть тот самый период испытаний, о котором я написала выше. Хотя мы должны были поступить правильно, то есть не нарушая никаких законов духовной жизни, мы в большей или меньшей степени нарушаем их, сталкиваемся со страданиями... и, как было сказано вначале, мы можем разгневаться на Бога и обвинить Его в том, что с нами происходит. Мы можем предъявить Ему счет, основная часть которого будет состоять в том, что Он не позаботился о том, чтобы эта ошибка не была совершена.

Неофит, то есть преданный, который не знает, как пройти, не порезавшись, по пути преданного служения, подобному пути по лезвию бритвы, мог бы предъявить Богу претензии в том, что Тот не гарантировал ему достаточной заботы и защиты, не уберег его от ошибки и от пореза.

Но, вместо того, чтобы обвинять Бога и предъявлять Ему счет, как свойственно неофитам, мы должны подняться на ступень выше и сделать выводы из тех ошибок, которые совершили вследствие своей незрелости и неопытности.

Если бы Господь не надеялся, что мы с честью пройдем через испытание, которое Он устроил нам, то Он не предлагал бы нам пройти через него. Господь не дает нам испытаний, которые нам не по силам. Нам нужно лишь быть настроенными на личные отношения с Ним и на то, что каждая ситуация, которую Он устраивает для нас - это Его шаг к развитию отношений с каждым из нас. Если мы будем настроены таким образом, то мы будем проходить через сложные испытания с гораздо ! меньшими потерями.

В действительности, за каждой нашей ошибкой в ; духовной жизни, за каждой «бездумной жертвой» стоит непонимание того, что за всякими обстоятельствами, в которых мы оказываемся, стоит Он Сам. Задача, которую Он перед нами ставит: суметь увидеть это, а также понять, в чем суть экзамена, которому Он нас подвергает.

В случае, описанном выше Сатсварупой дасом Госвами, Кришна подвергал испытанию осознание преданными важности садханы, важности того, чтобы следовать своей дхарме (сва-дхарме), а не пытаться следовать чужой, а также важности понимания того, что нужно поддерживать свое тело в гуне благости, не совершая таких действий, которые приводили бы к его разрушению.

Преданный не должен жертвовать своим здоровьем, не должен изменять себе, не должен отклоняться от основных принципов духовной жизни, к которым относится внимательное слушание о Кришне и воспевание Его имени. Именно такого поведения ожидает от преданных Господь. Все наставления о том, что нужно поступать именно таким образом, а не каким-то еще, были ими уже получены и не от кого-то, а от самого Шрилы Прабхупады, и все же из-за своей неопытности не все преданные смогли последовать этому совершенным образом. Поэтому они понесли некоторые потери.

В данном случае мы имеем дело с ситуацией, при которой преданные, в конечном счете, прошли испытание, устроенное им Господом, хотя и не без потерь.

Другой случай, который я упомянула выше, кажется сопряженным с гораздо большими потерями. Речь идет об опыте Харикеши прабху. В текстах, написанных им в последнее время, Харикеша дас так или иначе описывает свой опыт ошибок в духовной жизни.

Поскольку в этой статье я прибегаю к примерам личностей, которые являются нашими современниками, то и в этом случае приведу совершенный пример того, как нужно покоряться воле Господа и действовать в унисон с ней, это Бхакти Тиртха Свами.

В своих семинарах он показывает, как ум мешает нам принять Господа. Но нужно сосредоточивать ум с помощью благодарственных молитв, благодаря Господа за все дарованные Им испытания.

Если вы послушаете его запись... 5 августа, то услышите как его разговор с Богом перемежается рыданиями, но в нем не содержится спора или разногласий в отношениях с Богом. Мы можем рыдать, мы можем переживать испытание, которое

Навигация:

Страница 82
Страница 81
-- Страница 80 --
Страница 79
Страница 78