Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 79 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 79

Нам кажется, что это испытание невероятно сложное и оно нам но по силам, поэтому мы гневаемся на Бога за то, что Он устраивает нам его. Нам хочется, чтобы духовная жизнь была более легкой, но она сложна.

Каков же вывод? Вывод таков, что не следует ожидать, что духовная жизнь будет легкой. И еще: нужно принимать тяжелые испытания, которые Он посылает нам, как должное. Только в таком случае у нас будет шанс пройти через все эти испытания.

Эти выводы были сделаны мной во время чтения книги «Сострадание вайшнавов» Сатсварупы даса Госвами, действующего гуру ИСККОН, а также после того, как я прочитала несколько ответов на вопросы, заданные Харикеше прабху, который был гуру, но покинул ИСККОН. Он фигурирует теперь под другим именем, предлагая людям психологическую помощь и излагая специфические взгляды, которые несколько отличаются от того, чему учит Шрила Прабхупада.

В своей книге Сатсварупа дас Госвами описывает сложные ситуации в духовной жизни, с которыми столкнулся он сам и поколение старших преданных, которое предшествует нашему. Харикеша прабху косвенным образом делает то же самое.

Сопоставляя свой опыт с опытом других, а также основываясь на шастрах, мы можем прийти к выводу, что такие ситуации являются закономерными. Кришна не дает нам легких путей. Порой кажется, что Он устраивает для нас нечто непостижимое, и мы ломаем голову, пытаясь понять, зачем Он это делает.

Но, как сказала одна гопи из книги Его Святейшества Шиварамы Свами «На парайе `хам»: «Здесь [во Врадже] ничто не является непостижимым, но все зависит от любви». Для того чтобы понять замысел Господа в отношении нас, нам просто не хватает любви. Это единственное, чем нам необходимо обладать, чтобы осознать смысл Его шагов по отношению к Нам.

[ Итак, теперь подробнее.

Трудности, описанные Сатсварупой дасом Госвами.

Основная тема, которую обсуждает Сатсварупа Махараджа в упомянутой книге - сострадание. В самом начале своих рассуждений он замечает, что прежде, чем стать сострадательным к другим, мы должны научиться состраданию к самим себе.

Он указывает, что преданные порой не щадят самих себя, и в результате становятся жертвами своего негуманного отношения к самим себе. Таким образом они обрекают себя на страдания. Негуманное отношение к себе, в частности, проявляется в подавлении собственной природы.

Вот цитата:

«Многим из нас потребовались годы душевных страданий (и издевательств над другими), годы показного отречения, фанатизма и лицемерия, прежде чем мы смогли признать те стороны своей личности, которые, возможно, были лучшим из того, что мы имели. Разумеется, нам чаще всего было просто необходимо отказаться от них, чтобы в конце концов научиться использовать свои таланты, осознать их ценность и развить желание задействовать их в служении Кришне. Сейчас мы стали старше. У нас нет уже прошлого юношеского задора и идеализма, и те из нас, кто пережил это испытание в своей попытке предаться Кришне, сами прошли через многое и дали такую же возможность окружающим.

О, если бы мы раньше установили ту связь, к которой стремились, и не разбрасывались собой так безрассудно! Если бы только окружающие преданные не были к нам столь требовательны, мы бы избежали стольких бед и изнеможения. Но мы были неспособны и этого не сделали. Многие из нас фанатично отвергли свое прежнее «я» как нечто несущественное. Всё это было необходимо для нашего становления. И сейчас кажется уместным проявить к себе сострадание и, почувствовав, что время пришло, сделать шаг вперед. Когда мы станем настолько сострадательными к себе, мы научимся в такой же степени сострадать и другим».

Эти высказывания наиболее понятны в контексте личности самого их автора. Если кто-то не знает личных обстоятельств, я попытаюсь коротко их изложить. В своих письмах к ученикам Сатсварупа Махараджа объяснял, что его хронические головные боли имеют психологические причины. Какое-то время в служении Кришне он был вынужден заниматься не тем, к чему склонен по психо-физической природе. Хотя он не склонен руководить, он был вынужден это делать. Кроме того, он несколько изменил самому себе даже в выборе литературных форм, к которым он склонен как писатель... По прошествии времени, он перестал заниматься управлением и вернулся к излюбленным литературным формам - поэзии и спонтанным записям, вместо философских трудов. Но он считает, что в какой-то мере заплатил за эти жертвы своим здоровьем.

Выше он косвенно описывает период, через который прошел не только он, но и многие преданные - период, когда они как бы отказались на время от своего «я», чтобы по прошествии времени вернуться к нему. Как он указывает, обычно это стоит человеку больших жертв: физических и моральных. Обстоятельства, при которых это все происходило, описываются как сопряженные с определенным давлением со стороны окружающих. Однако Сатсварупа Махараджа объясняет, что это только поверхностные причины. В реальности, истинный смысл того, что человек чрезмерно жертвует собой, в том, что не развит его духовный вкус.

Это легко аргументировать. В действительности, если человек утвердился в своих отношениях с Кришной и хорошо знает, как он может доставить Кришне удовольствие, он не станет делать ничего такого, что противоречило бы этому принципу. И он не уступит никакому давлению и не нарушит своей цельности. Во всех

Навигация:

Страница 81
Страница 80
-- Страница 79 --
Страница 78
Страница 77