Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 56 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 56

Святитель привел новые доводы, но Иов отверг их. Тогда святитель Григорий, не любивший спорить, замолчал, и они разошлись по кельям.

Когда Иов стал молиться в своей келье, к нему явился Ангел, посланный от Бога, и укорил его в том, что он «спорил со святым Григорием и противился явному делу, от коего зависит спасение христиан». Ангел нанизал Иову, чтобы впредь тот остерегался говорить что- нибудь противоречащее этому «душеспасительному делу» и противиться воле Божьей и чтобы даже в уме своем тот «не держал что-либо противное сему помыслу и не позволял себе думать иначе, чем сказал святой Григорий» («Добротолюбие», т. 5, стр. 478).

После этого Иов пошел к святителю Григорию и, припав к его стопам, попросил у него прощения.

В житии Григория Солунского приводится в пример человек, бывший мирянином, однако все время молитвенно повторявший имена Бога. Это был отец Григория, Константин. Он состоял на царской службе и вращался при дворе, но «при всем том столь был неотлучен от Бога и столь привязан к умной непрестанной молитве, что многократно забывал, что говорили с ним царь и придворные вельможи о царственных делах...» (там же, стр. 479).

«Премногое множество было и других подобных, которые, живя в мире, всецело были преданы умной молитве, как уверяют исторические о них записи» (там же).

Как и в книгах и лекциях Шрилы Прабхупады, в житии Григория Солунского подчеркивается, что путь повторения молитв с именами Бога несложен. В подтверждение этому приведено указание апостола Павла, что нужно молиться постоянно. «Не стал бы он обязывать нас к сему, если б это было крайне трудно и невозможно, зная наперед, что в таком случае мы, не имея возможности исполнить это, неизбежно оказывались бы ослушниками его и преступниками заповеди его, и чрез то делались достойными осуждения и наказания. А это не могло быть в намерении Апостола» (там же, стр. 480).

Шрила Прабхупада утверждал, что повторение святых имен Бога, очищающее сердце, - единственный путь к миру. Как мы видим, иногда последователи одной и той же религии спорят, пытаясь выяснить, нужно ли молиться постоянно и следует ли это делать всем и каждому. Подлинные авторитеты дают утвердительный ответ на этот вопрос. Если же все люди будут следовать за этими авторитетами (на необходимость чего прямо указывается в житии Григория Паламы), исчезнет почва для разногласий, поскольку благодаря повторению имен Бога и общению с Ним люди будут обретать любовь к Нему и друг к другу. Трудно ожидать, что это и вправду произойдет, и всё же можно надеяться, что честные верующие будут делать это, следуя за великими святыми, таким образом способствуя восстановлению единства и мира в мире.

Сентябрь 2005 г.

РАЗГОВОР С ДРУГОМ

Дорогой друг, послушай, пожалуйста, одно из суфийских сказаний Идрис Шаха. Я перескажу тебе его.

ВОРОТА В РАЙ

Жил-был добрый человек, который всю жизнь следовал высоким заповедям, ибо надеялся после смерти попасть в рай. Он щедро подавал милостыню нищим, проявлял любовь к ближним и служил им. Помня о иажности терпения, он стойко переносил тяжелые испытания, которые приходили к нему по судьбе, и часто жертвовал собой ради других. Иногда в поисках высшего знания он устремлялся в дальние страны. Его поведение и качества были такими совершенными, что он даже прославился.

Среди всех его добродетелей был один недостаток - невнимательность. Казалось, что это было ничто по сравнению с его достоинствами. Однако случалось и такое, что он оставлял без помощи людей, которые нуждались в ней, потому что не замечал их нужду. Иногда он забывал о необходимости проявлять любовь и служить другим из-за того, что был поглощен личными нуждами и желаниями. Он любил поспать и нередко засыпал именно в те минуты, которые были благоприятны для постижения духовных знаний. Иногда он ложился спать, когда у него была возможность увеличить количество добрых дел - и пропущенные возможности уже не возвращались.

Невнимательность оказывала на его «я» не меньше влияния, чем его благие качества.

И вот, наконец, он умер и отправился в райскую обитель. В пути он остановился, чтобы испытать свою совесть. Заглянув внутрь себя, он решил, что вполне достоин рая. Достигнув райских врат, он увидел, что они закрыты, и вдруг услышал голос, обращенный к нему: «Будь внимателен: ворота открываются только раз в сто лет».

Праведник устроился неподалеку ждать, предвкушая, как попадет в рай. Но, поскольку в тот момент он был ничем не занят, он заметил, что ему трудно следить за воротами. В течение некоторого времени он пытался преодолеть себя. Это время показалось ему вечностью, но потом он поник головой и задремал. В этот миг ворота широко распахнулись и тут же закрылись с таким грохотом, который мог бы разбудить мертвого.

* * *

Мой друг, эта история хороша тем, что помогает увидеть, каковы отношения многих из нас с Богом. Например, мои. Во время наших разговоров я часто жалуюсь тебе на то, что мне не хватает Кришны. Услышав эту историю, трудно не понять, как мы сами себя обкрадываем, не отдавая все свое внимание Ему. Многое отвлекает нас от Кришны.

Праведник, о котором рассказывается здесь, хотел попасть в

Навигация:

Страница 58
Страница 57
-- Страница 56 --
Страница 55
Страница 54