святых, просиявших, яко светила, на тверди христианской. Величайшие угодники Божии всегда пользовались советом и руководством. Антоний Вели-
кий, Макарий Египетский, Пахомий, Илларион, Евфимий, Савва и все начало содевания своего спасения полагали покорением себя отцу своему духовному и обучались подвижничеству под его наставлением» (стр. 64).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Учение Шри Чайтаньи»:
«Метод познания трансцендентных понятий описывается Самим Господом Кришной в «Бхага- вад-гите», где Кришна говорит Арджуне в начале четвертой главы... «Я передал эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану, Вивасван передал ее Ману, прародителю человечества, а Ману в свой черед передал ее Икшваку» (Б.- г„ 4.1).
Это метод парампары, ученической преемственности. Подобно этому, в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Кришна вложил знание в сердце Брахмы, первого сотворенного существа вселенной. Брахма передал эти уроки своему ученику Нараде, а Нарада - своему ученику Вьясадеве. Вьясадева передал это знание Мадхвачарье, а от Мадхвачарьи это знание пришло к Мадха- вендре Пури и затем к Ишваре Пури, и от него
- к Чайтанье Махапрабху.
Может возникнуть вопрос: если Чайтанья Махапрабху - Сам Кришна, зачем Ему был нужен духовный учитель? Конечно, Он не нуждался в духовном учителе, но, поскольку Он играл роль ачарьи (того, кто учит своим примером), Он принял духовного учителя. Даже Сам Кришна при-
нял духовного учителя, потому что такова система. Таким образом, Бог подает людям пример. Однако не следует думать, что Бог принимает духовного учителя потому, что у Него не хватает знаний. Этим Он просто подчеркивает важность ученической преемственности».
2.1. Выбирать духовного учителя следует тщательно, ибо есть много псевдо-наставников, от которых в духовной жизни может быть не польза, а вред.
Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:
«Так велика нужда и столь неисчетно благо под- вергнутия себя руководству других, однако ж не без разбора и кому прилучится. Многие из старцев, как там же говорится у святого Касси- ана, вместо пользы вред, вместо утешения отчаяние причиняют вопрошающим, и сие оправдывается примером. Святой Петр Дамаскин о себе говорит, что сам он много раз терпел вред от тех, коих спрашивал» (стр. 68).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Наука самоосознания»:
«Да. Разумеется, искать гуру - это хорошо, но если вы ищете дешевого гуру или хотите быть обманутым, то встретите многих гуру- обманщиков. Если же вы искренни, то найдете искреннего гуру. Людей обманывают, потому что они хотят получить все по дешевке... Человеческая жизнь дана нам для аскезы, но к аскезе никто не готов. В результате приходят обманщики и говорят: «Не надо никакой аскезы. Делайте, что хотите. Просто заплатите мне, я дам вам мантру, и через полгода вы станете Богом». Вот как это бывает. Если вы хотите, чтобы вас так обманули, обманщики придут» (стр. 85-86).
2.2. Прежде чем принять кого-то духовным наставником, нужно испытать его, удостоверившись, что все его высказывания согласованы со священными писаниями.
Из «Изречений св. Антония Великого и сказаний о нем»:
«Надобно наперед удостовериться в здравомыслии и в опытности старца, - и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим. Надобно смотреть, говорил он [Антоний Великий], на то, что повелевается. Если кто- то укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего,- прими то с покор- ностию и старайся соблюдать... послужило к сему поводом, что иные брались руководить других, сами опытом не изведавши многого» (цит.
По: «Добротолюбие», 1 стр. 124-125).
Из книги А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Раджа-видья - царь знания»:
«...чтобы постичь науку о Боге, Сам Шри Кришна, Верховный Господь, советует нам обратиться к такой личности, которой мы могли бы предаться. Это значит, что сначала нам нужно проверить, способен ли этот человек привести нас к пониманию «Бхагавад-гиты» и других священных писаний, которые содержат в себе знание о Боге. Нельзя проявлять легкомыслие в выборе духовного учителя. Мы должны стремиться во что бы то ни стало найти личность, которая действительно обладает знанием о Боге» (стр. 68).
2.3. Аналогия с кормчим или капитаном корабля, а также указание на то, что духовный наставник должен быть совершенен.
Из книги Феофана Затворника «Внутренняя жизнь»:
«Каков должен быть руководитель, полнее можно видеть у того же святого Иоанна Лествични- ка в наставлениях его настоятелю. Там назван он врачом, кормчим, учителем, книгу, в сердце написанную, имеющим и не от человека наученным, бесстрастным, в Боге живущим и прочее. Видимо, то есть, что он должен быть из коснувшихся последних ступеней совершенства» (стр. 71).
Из книги Иоанна Лествичника «Лествица»:
«Кормчий духовный тот, кто получил от Бога и чрез собственные подвиги такую духовную крепость, что не только от треволнения, но и от самой бездны может избавить корабль душевный» (Слово к пастырю, 1, п. 2).
Из комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам»:
нр-дехам адйам сулабхам судурлабхам плавам сукалпам гуру-карнадхарам майанукулена набхасватеритам пуман бхавабдхим на тарет са атма-ха
«Чтобы переправиться через огромный океан, нужен прочный и надежный корабль. В данном стихе говорится, что человеческая форма жизни - подходящий корабль, на котором можно пересечь океан неведения. В человеческой форме жизни у человека есть возможность действовать