Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 47 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 47

делиться с нами. Не любить проявления фамильярности - это качество Самого Господа. Когда кто-то фамильярен по отношению к Нему, то Он не хочет больше открываться этому «слуге». Господь Рама - пример. Он просто сослал Дви- виду и отказался принимать служение от Гухаки. И поскольку мы частички Бога, нам свойственно то же самое: мы склонны закрываться, когда кто-то проявляет по отношению к нам фамильярность. Мы думаем: «A-а, ты решил, что меня знаешь. Ну ладно, в таком случае я вообще не собираюсь с тобой больше общаться. До свидания».

4. Госвами Махарадж рассказывает, что наше фамильярное отношение к Кришне в форме Святого Имени проявляется в том, что мы в большом количестве повторяем его и думаем: когда захочу, возьму четки и стану повторять. Мы можем в любой момент взять четки, в любой момент положить, и при этом часто как будто бы и не ожидаем ничего особого от этого повторения. А причина в том, что мы отказываем Богу-Лич- ности в двух Его качествах - свобода и непредсказуемость. Поскольку Он независимая личность, в Его силах проявить Себя тем или иным образом и предстать перед нами в новом качестве или облике. Но мы не понимаем этого и не настроены на внимание к Нему. И в результате, хотя Он хотел бы открыться нам, Он не делает этого. Поэтому нужно стараться повторять святое имя очень внимательно, с уважением, благоговением и надеждой на то, что наши отношения с Ним будут развиваться и Он будет помогать нам постигать Себя.

5. Корень наших трудностей состоит в том, что всё окружающее мы видим сквозь призму своего ума. Мы смотрим на мир «со своей колокольни». Призма нашего ума дает большие искажения. Эта призма нелюбви, неуважения, неготовности и нежелания любить. А любовь начинается с доверия и уважения. Мы постоянно рушим свои любовные отношения как с Богом, так и с людьми, думая, что уже узнали их.

С. Первые и главные отношения доверия и любви в нашей жизни - это отношения с шикша-гуру (или наставником). По этим отношениям мы можем видеть, как растет наша способность любить и очищается наше сердце. Стараясь все время сохранять очень уважительное отношение к гуру, мы прикладываем усилия, чтобы не деградировать. Это относится также ко всем старшим.

7. Можно добавить еще много других размышлений на эту тему. С тех пор как я начала думать об этом, ко мне то и дело приходят какие-то новые мысли, связанные с фамильярностью. Надеюсь, вы тоже что-то осознаете в этом плане и поделитесь со мной.

О толерантности

В наше время под толерантностью чаще всего понимают равнодушие к Истине. Основанное на релятивистских представлениях материалистическое мировоззрение в принципе отрицает существование Абсолютной Истины. А толерантность в понимании материалистов суть простое признание этого «факта». Девизом людей, исповедующих такую, с позволения сказать, толерантность, является заезженный слоган: «Я никого не трогаю, и вы не лезьте ко мне в душу». Это, в лучшем случае, негативная концепция толерантности, потому что такой образ мыслей не подразумевает подлинного уважения не то что к воззрениям других людей, но даже к собственным взглядам. Ибо уважение немыслимо без признания истинности того, что мы уважаем. Как правило, под тонкой глянцевой оболочкой такой «толерантности» скрывается хищная нетерпимость по отношению ко всем, кто осмелится покушаться на наше право жить, как мы хотим.

Релятивизм, доведенный до абсурда, признает чужие взгляды не целиком, не в категориях их собственной правоты, а лишь с тем условием, что они не будут задевать самый священный его постулат: «Абсолютной Истины в принципе не существует». Любой, кто осмелится поставить под сомнение этот постулат, очень быстро обнаружит границу, за которой кончается толерантность и начинается примитивное насаждение абсолютного релятивизма. Люди, еще не утратившие веры в Истину, пытаются, иногда отчаянными способами, доказать, что такая толерантность равносильна духовной смерти. Однако, увы, как правило, они противопоставляют равнодушию, рядящемуся в тогу толерантности, агрессивную нетерпимость к инакомыслию, которое на поверку оказывается оборотной стороной равнодушия к Истине.

Я уже вижу удивленно взметенные брови: «Как это может быть? Неужели же людей, подчас жертвующих своей жизнью ради Бога, можно поставить на один уровень с людьми, полностью равнодушными к Истине и Богу?» Ответ однозначен: «Да». Толерантность, в конце концов, это понимание того, что за всем происходящим стоит Бог. Непонимание этого факта будет делать человека нетерпимым к взглядам других людей, вызывая в нем желание поправить их и раздражение, когда они не хотят признать его (такую очевидную!) правоту. Тем самым человек, хочет он этого или нет, становится соперником Бога. Материалист просто отворачивается от Бога, но догматичный фанатик по умолчанию присваивает себе привилегию Бога - судить других.

Есть гигантская разница между действиями человека, который полностью полагается на Бога и потому никогда не считает себя правым, а просто пытается исполнить волю Бога, как он ее понимает, и человека, убежденного в своей правоте и пытающегося утвердить волю Бога вовне. Первый всегда остается слугой Бога, второй незаметно для себя из слуги превращается в Его соперника. Второй претендует на безошибочность и потому в глазах Бога всегда

Навигация:

Страница 49
Страница 48
-- Страница 47 --
Страница 46
Страница 45