Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 23

А в том мире, в котором до сих пор пытаюсь удержаться я, люди обвиняют и упрекают Его. Только что я прочитала в книге Иоанна Лествичника «Лествица» такую фразу: «Боголюбивый монах, когда гласит молитвенная труба, говорит «Слава Богу, слава Богу!», а ленивый говорит: «Увы, увы!».

Последнее сказано обо мне, потому что, не желая что-либо менять в себе, я напрасно трачу время, и ощущение бесплодно потраченного времени заставляет меня сокрушаться и недовольно произносить что-то вроде «увы, увы!»

Я уже пыталась раскаиваться, но вслед за мимолетным, хотя и искренним раскаянием, ко мне приходила гордость. Это можно было понять по тому, что мною овладевало умонастроение учителя и я думала, что могу научить других тому, что я поняла, а они еще не поняли. Но, описывая практику покаяния, Иоанн Лествич- ник пишет: «Кто плачет о себе, тот не видит, плачет ли другой, и пал ли он, и не станет судить других». Не измерив всей глубины своего падения, я думаю, что мне достаточно поскрести поверхность своего ума и чувств, чтобы раскаяться, но подлинное раскаяние - это не поверхностное чувство, и оно требует гораздо больше внутренних усилий, чем я думаю.

Иоанн Лествичник говорит: «Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек почитает себя должником перед Богом». Это означает, что я должна усвоить умонастроение благодарности к Богу и вам, поскольку вы так добры ко мне и создаете все условия для моего духовного развития, а вовсе не пенять на вас за то, что вы не уберегли и не охранили меня и потому я до сих пор пребываю в невежестве. Как вы говорите в одной из своих книг, которую я не смогла вовремя оценить, даже самый опытный духовный учитель не сможет заставить нас осознать то, что нам необходимо осознать. Это можем сделать лишь мы сами. Мы должны трудиться.

Я не могу благодарить Господа только за то, что он послал мне приятную помощь через моего терпеливого и разумного наставника, и не благодарить Его за то, что Он послал мне ваше гневное письмо и вас, такого, какой вы есть, обычно снисходительного, но временами сурового по отношению ко мне.

Если бы вы не были суровым, я бы так и осталась с ощущением, что в духовной жизни тоже можно наслаждать свои чувства и оставаться гордой, как и в материальной, но КОМУ НУЖНА такая «духовная» жизнь? Иоанн Лествичник пишет: «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения - жестоким». И еще: «В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных - небесные видения». Мое негативное восприятие вашего сурового отношения ко мне - это явный признак моего падения, то есть того, что я отвернулась от вас и перестала понимать вас. Я занималась самооправданием и не хотела признавать справедливым ваше отношение ко мне, но Св. Иоанн говорит: «По падении твоем, не покоряйся говорящему о малых согрешениях: «О дабы тебе того не делать, а сии ничто». Часто и малые дары великую ярость судии утоляли». Вы мой духовный учитель, и ваше положение определяется словом «сакшад- хари», равный Богу, и не мне, а вам судить о том, вызывают ли мои греховные мысли и поступки ярость у Бога, или они достойны лишь слабого сожаления. Я не должна думать, что какие-то другие грехи достойны ярости, а мои прегрешения - ничто по сравнению с ними.

Вы всегда были так добры ко мне, что трудились над моим совершенствованием, но каждый раз я роптала, принимая новое горькое лекарство от вас, и говорила: «Это слишком горько, слишком горько». Св.Иоанн говорит: «По качествам страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и, сообразно с тем, такого и избирать... Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и человеколюбивый... Когда, будучи непрестанно обличаем от своего наставника, ты почувствуешь, что вера и любовь твоя к нему возрастают, то знай, что Дух Святой невидимо вселился в твою душу, и сила Вышнего осенила тебя». Когда мой дух высокомерия ослабевает, мои наставники становятся мягкими со мной, но когда мое высокомерие возрастает, вы принимаете облик судии и хлещете меня своими словами, и мне стоит большого труда смирить свое высокомерие. На это уходит много времени, но меня может утешить мысль о том, что все это ненапрасно и какой-то труд все же производится над этой высокомерной душой. Дух Святой в нашей традиции называют «внутренней энергией Бога», и весь тот труд, который вы совершаете надо мной, направлен на то, чтобы помочь мне погрузиться глубже во внутреннюю энергию Бога и найти у Нее вечное покровительство. Спасибо вам.

Я уже говорила здесь о том, что я неоднократно пыталась каяться, но это покаяние не привело к реальному очищению. Все дело в том, что моему раскаянию не хватает глубины. К чему же мне стремиться, когда я пытаюсь раскаяться? Когда мое покаяние приведет меня к той черте, за которой последует вечное прощение? Св. Иоанн говорит: «Признак прилежного покаяния заключается в том, что

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21