Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 106 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 106

нужно ли мне зарабатывать деньги, и получила конкретный ответ. Определить чьи-то обязанности в полной мере можно только индивидуально, исходя из личности. Один из моментов, который нужно учитывать, - это ашрам. Хотя формально Вы домохозяин, видимо, как и большинство из нас, Вы не прошли уровень брахмачари (ученика). Но, не пройдя этого уровня, человек не может стать настоящим грихаст- хой и преданным в целом, поэтому для Вас логично было оказаться в положении, в котором Вы уделяете больше времени учебе. Госвами Махарадж говорит, что, даже не пожив как положено в ашраме гуру, преданный может пройти уровень брахмачари дома.

Смысл брахмачари-ашрама - научиться принимать ответственность за духовную жизнь свою и других через установление правильных отношений с гуру (послушание). Как Госвами Махарадж говорит в своем семинаре по ведической культуре, после завершения обучения преданный или женится или не женится (в зависимости от того, сколько вигъяны он скопил и насколько он склонен к кармической деятельности). Но в любом случае он принимает ответственность за духовное развитие - свое и других. В первом случае под «другими» в первую очередь понимаются члены его семьи, а во втором случае гораздо более широкий круг людей, вплоть до всего человечества.

Я недавно слушала лекцию Ниранджаны Свами о наставничестве, прочитанную, если не ошибаюсь, в Липецке (2004 год). В ней было, с моей точки зрения, много комичных моментов, поскольку Махарадж говорил преданным: «Нам нужны квалифицированные наставники грихастхи». А преданные мямлили в ответ: «А что, если у нас нет таких?» А он: «Все равно нужны!» Комично здесь то, что если нет квалифицированных брахмачари, если эти грихастхи не были хорошими учениками, не прошли обучение, как они могут стать хорошими наставниками-грихастхами? Странно было бы предполагать, что это вообще возможно. Как уже было сказано, полусознательные или бессознательные усилия не могут увенчаться успехом. Хотя они могут в лучшем случае привести к пониманию того, что нужен сознательный подход. То есть к увеличению искренности и соответствующим знаниям, которые помогают решать вопрос сознательно. Обычно люди не спрашивают у гуру, что им делать, а строят свою садха- ну сами. И такая садхана является большим компромиссом с их материальными желаниями, потому что она построена на том, «что мне под силу, что мне удобно». С такой садханой трудно расти. Если же ориентируемся на конкретные указания гуру, если работает принцип послушания гуру, то у нас есть реальные возможности для роста, поскольку уровень гуру значительно выше и его представление о том, что нужно - гораздо чище и бескомпромисснее. Что касается моей попытки достичь баланса между двумя видами обязанностей, то я пытаюсь стать ученицей. Кришна создал мне хорошие возможности для этого. Я получила наставления от гуру по поводу индивидуальной садханы, по поводу того, каковы мои духовные и материальные обязанности. Вопрос только в том, насколько я искренна в следовании этим наставлениям. Сами же наставления уже присутствуют в необходимой мере. То есть, большое значение в достижении этого баланса имеет то, сможем ли мы получить необходимые наставления (скопить достаточное количество искренности, чтобы обратиться за ними и принять их) и сможем ли скопить достаточное количество решимости, чтобы выполнить их после того, как мы их уже получили.

01.04.05

О настоящем бхакти

Одна идея, которая у меня есть по этому поводу, - это что Кришна Сам способен о Себе позаботиться. И не только о Себе, конечно. Иногда кажется, что Он хочет от меня больше, чем я могу дать. Но в действительности это означает недостаток веры. Он хочет, чтобы я отдала последнее, не делая вида, что мои ресурсы кончились и отдать больше нечего. Я недавно слышала в лекции рассказ о том, как преданный начал ходить в храм. Там мальчик каждый раз стоял и собирал пожертвования. И этот преданный положил в один карман мелкие купюры, а в другой - крупные. Когда он оказывался нос к носу со сборщиком пожертвований, то он лез в тот карман, который нужно. Так он сделал несколько раз, а на следующий, когда он сделал свое пожертвование, мальчик сказал: «Кришна видит не сколько ты дал, а сколько у тебя осталось». И он тогда почувствовал желание предаться. В последние дни я думала о предстоящей Гаура-пурниме и о том, что я хочу сделать подарки преданным, которые оказали личное служение Божествам за те несколько месяцев, которые я Им поклоняюсь. У нас не было доступных Божеств в Смоленске, и у преданных в основном нет привычки что-то делать для Божеств. Но есть несколько исключений. Например, есть преданный, который принялся каждую неделю приносить Божествам цветы и делал это несколько месяцев. И я вижу, что он приносит их именно Им. Хотя несколько лет назад он изредка приносил их мне, поскольку у нас были дружеские отношения. У него личные отношения с Божествами. Ему перестали выплачивать зарплату в последнее время, и он попросил у меня денег в долг. Я дала.

И он продолжал приносить Божествам цветы, хотя жил на занятые деньги. Прошел месяц. Зарплату все не дают. Я сама дала ему еще двести рублей. Поскольку он