Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 105 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 105

и Вы что-то поняли.

20.03.05

По большому счету, отсутствие баланса между духовными и материальными обязанностями - это проблема для большинства преданных, поскольку решить ее можно, только если преданный сознательно поставит перед собой такую цель и, только если, он искренне стремится стать чистым вайшнавом, потому что мы пренебрегаем, прежде всего, духовными обязанностями. И результатом становится то, что мы становимся неспособными выполнять достойным образом и остальные обязанности.

Вы пишите: «Я уехал, чтобы уделить больше времени духовным обязанностям, а не добывать в поте лица деньги».

Судя по всему, это был выбор между состоянием, в котором трудно исполнять духовный долг, и состоянием, в котором, возможно, Вы неполностью выполняете свой «материальный» долг. С точки зрения Кришны, это лучше, чем наоборот. Вначале нужно определиться с тем, что такое духовные обязанности. Душа по природе - служанка Кришны, и ее основная обязанность - исполнять Его желания. Мы знаем об этих желаниях. Но у Кришны, у Господа Чайтаньи, у Шрилы Прабхупады целый букет желаний, и преданный сам не способен определить, чего именно хочет от него Сам Кришна, хотя мы можем и догадываться или надеяться на то, что Он хочет именно этого, а не чего-то другого. Обратившись к гуру, мы можем узнать, что именно Кришна, Господь Чайтанья хотят от нас. Иначе говоря, узнать каковы его духовные обязанности, преданный может только от гуру. Трудности в выполнении духовных обязанностей могут быть тогда, когда у нас смутное, слишком общее и неконкретное понимание того, чего хочет от меня Бог. Это происходит обычно из-за того, что мы не хотим знать, чего именно Он от нас хочет, или боимся того, что Его желание покажется слишком трудным для исполнения, или просто боимся, что Он хочет чего-то не того, чего хотим мы. Например, Шрила Прабхупада говорил: «Вы все должны стать гуру». Господь Чайтанья говорил: «Я вам приказываю, чтобы вы шли и проповедовали...» Мы можем догадываться: «Я должен стать гуру, я должен проповедовать» и т.д.. Но если нам не передали этот приказ лично, то у нас и не будет реальных сил для его исполнения. Если гуру говорит: «стань духовным наставником», подразумевается, что он уверен, что ты способен это сделать и он готов дать тебе в свое время (после необходимого обучения) не только полномочия, но и балу для выполнения этого задания. Гуру указывает на цель духовной жизни ученика и обязанности, которые он должен выполнять, чтобы достичь этой цели. То есть он дает садхью и садхану. Если мы не узнали от гуру, каковы наши духовные обязанности и какова должна быть наша садхана, то трудно достичь высокого качества в выполнении своих духовных обязанностей. Материальные обязанности (сва-дхарма) определяются природой человека. Они возникают не сами по себе, отдельно от нашей воли, а как развитие нашей личности, то есть в результате наших желаний. Например, кто-то по природе склонен жениться, а кто-то - нет. Возникающие в результате обязанности - отклик на проявление нашей природы.

Если посмотреть с другой точки зрения, то можно сказать, что «поскольку я духовен, я душа, а желать - это функция души», то и все мои так называемые материальные обязанности тоже духовны. Душа хочет установить связь с Богом посредством той или иной деятельности и т.д. Но это не так, потому что наше сознание осквернено. Примеси гъяны и кармы оскверняют наше тонкое тело, влияют на нашу деятельность, приводят к кармическим последствиям.

Таким образом, у нас есть свои, отдельные от Бога желания и, соответственно, материальные обязанности, связанные с тем, в каких гунах находится наше тело. У человека есть две возможности: или выполнять свои желания в соответствии с шастрами (отрегулированным способом, то есть на уровне следования дхарме) или вопреки указаниями шастр (на уровне адхар- мы). О первом способе говорится в Гите 18. 47-48, включая комментарии Шрилы Прабхупады. О втором способе мы знаем по собственному опыту. Например, если человек стал домохозяином, но его семейная жизнь не посвящена Богу, если он не исполняет обязанностей домохозяина в соответствии с предписаниями гиастр, то есть его семейная жизнь находится на уровне ад- хармы (безбожия). Поэтому, чтобы наши материальные обязанности приняли свою изначальную природу (духовную), нам нужно очистить свое тонкое тело (ум, разум, эго), иначе говоря, оскверненную читту (сознание). Если мы исполняем свои духовные обязанности правильным образом, то мы развиваем духовное понимание, наша читта очищается, и мы можем свои материальные обязанности исполнять также в правильном умонастроении. И тогда дисбаланса между материальными и духовными обязанностями нет.

Что касается конкретно материальных обязанностей, то, поскольку они материальные, гуру не обязан давать какие-то рекомендации на этот счет, например, он не обязан отвечать на вопрос: жениться вам или нет, работать или нет и т.д. Но, поскольку мы темные люди, не знающие, что хорошо, что плохо, некоторые гуру берут на себя труд помогать в этом. Поскольку мы не знаем, что мы должны делать с такой природой, как у нас, согласно предписаниям шастр, они порой берут на себя ответственность отвечать на такие вопросы, что очень благоприятно для нас. Я, например, спрашивала у шикша-гуру,