Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 7

вожделение, Прабхупада сказал: «Я знаю, что такое вожделение. Мы были тоже молодыми людьми, и у нас были те же самые желания, что и у вас. Но в чем была разница? В обществе была такая культура, принципы в социуме, что ни у кого из нас не было мысли подойти к девушке и сказать ей что-нибудь такое. Не говоря уже о тех вещах, которые говорят современные молодые люди современным девушкам». Поэтому к физиологии было правильное отношение. Она была на правильном месте. Биология, физика и химия вот точно так же, как эти вещи служат утилитарно в западном мировоззрении. Чем выше, тем более подчинена вот этой дисциплине, убеждениям людей, которые считают этот мир просто сочетанием атомов и должны жить, как живется. Но в ведическом обществе прямо противоположный подход. Чем ниже по этой лестнице, тем люди меньше знали об этих дисциплинах. В ШБ говорится о физике очень мало, потому что они не нуждались в этом. Потому что в основе мировоззрения было совсем другое. Была религия. Вот эти два подхода, прямо противоположных, они создают прямо противоположные формы этики. И эти две системы этики все равно сталкиваются друг с другом. Потому что разные взгляды, разные цели, разные мировоззрения.

.

Сегодня я разговаривал с одним преданным, немного забегаю вперед, и он у меня спросил: «А может быть любовь безответной? Бывает ли она односторонней»? Я у него спросил: «Что такое любовь»? Как мы определим, что такое любовь? Есть очень хорошее определение любви Дживы Госвами, которое приводит Шрила Прабхупада в комментарии на ШБ (2.3.10): «бхаджания-парама-пуруша-сукха—матра-сва-сукхатвам» – любовь означает, что для тебя единственным счастьем является счастье Кришны. Другого счастья нет». Вот каждого из нас что-то делает счастливым: кого-то хорошая погода, море теплое, вкусный прасад, хорошая одежда, хорошее общение, интересная лекция. И все это вместе взятое, например. Джива Госвами определяет любовь к Кришне или счастье преданного это способность жить счастьем Кришны. Любовь это способность жить счастьем другого человека. И это автоматически отвечает на вопрос: « Может ли чувство быть безответным? Может ли быть любовь безответной. Должен ли он что-то сделать по отношению ко мне, чтобы эта любовь проявилась. Должен. Он должен быть счастлив. Он должен просто быть и быть счастлив при этом. Это означает, что это ответное чувство и от него больше ничего не требуется. Если бы от него требовалось еще что-то, от этого человека, чтобы это было?

Корысть. Пусть он будет счастлив, какие бы страдания мне это не приносило. Вот, например, как мать Шачи, когда Господь Чайтанья ушел. Принял саньясу и ушел. Не было никого более убитой горем, чем мать Шачи. Она просто сидела, как картина нарисованная на холсте и из Ее глаз текли слезы непрерывным потоком. Она 12 дней не ела и не пила ничего. Но она согласилась на это, и стоило ей запретить Ему: « Нет. Я не хочу, чтобы Ты уходил» и Он остался бы. Но она, тем не менее, вытерпела все это ради любви к Нему. Интересно, что она сказала после 12 дней после Его ухода, просидев так: « Все в этом мире принадлежит Вишну, и поэтому все принадлежит Его слугам. Поэтому вы вайшнавы зайдите в мой дом и возьмите все, что там есть. Мне уже ничего не нужно - мой сын ушел, Господь ушел и поэтому эти вещи мне не нужны, они не мои». Когда они услышали, что Нимай ушел, они упали наземь и потеряли сознание от разлуки с Ним. Это любовь и она всегда бескорыстна. Даже уважение, если говорить об этом есть три уровня отношений между людьми кама – вожделение, любовь, и некий серединный уровень – уважение. Уважение означает, что я к желаниям других людей отношусь также как к своим собственным. Но даже это уважение не может быть бескорыстным. Потому что, чтобы научиться уважать чувства других как свои собственные, я должен еще чем-то руководствоваться. Они же для меня не сама цель. Должны быть шастры, должен быть гуру, который скажет: «Ты должен к другим относиться также как к себе, не хуже». И я из страха перед ним или из-за уважения или из-за любви к нему или к другим людям так отношусь. Это не бескорыстные отношения. Это отношения садхана - бхакты. Так или иначе, это любовь.

Поэтому, говоря об этике, мы неизбежно к этому чувству придем, и проиллюстрируем какое отношение, Кришна питает к живым существам ко всем и что лежит в основе этого понимания того, что правильно, что не правильно в сердце каждого человека не только в сердце вайшнава.

На каждом шагу мы делаем какую-то оценку. Мы не можем не оценивать наши поступки. Мы всегда руководствуемся какими- то предположениями. Рупа Госвами и Шрила Прабхупада определяют расу как все то позитивное в нашей жизни, которое определяет какие-то наши поступки. Каждый раз, когда мы поставлены перед выбором, этот выбор мы делаем сознательно, несмотря на то, что для нас хорошо, и что плохо.

Ну, например, мы идем по улице, нам навстречу

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5