Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 6 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 6

Потому что это уже заложено Богом, создано в начале Творения причинно - следственной связи.

Второе - это гносеология, которая учит тому, как с помощью логики, мы правильно строим процесс познания, то есть, как мы правильно познаем то, что нас окружает вокруг.

Это очень важная тема, с которой Джива Госвами начинает свою Таттва-сандарбху– прежде, чем переходить к обсуждению высших тем: бхакти, прити, отношений с Кришной в духовном мире, и Кришны Самого как Личности. Он обсуждает все эти темы очень подробно, но сперва говорит откуда мы берем знание, какое знание считается правильным. Третья фаза, когда мы с помощью логики, применяя ее в процессе познания к окружающему миру, принимаем определенные вещи как источники знания (праманы) –возникает некая картина мира, называемая онтологией. Это природа бытия вокруг нас. Кто мы, и что мы сами? Каков этот мир, какова его цель? И когда мы все это поняли, возникает следующий последний завершающий венчающий философию раздел, который называется этикой. Это означает, а как себя вести теперь? Если вы определили с помощью логики, что такое истина, каков этот мир, каковы ценности в этом мире, какова цель этого мира, что в нем истина, что в нем ложно, что в нем хорошо и что в нем плохо. То возникает вопрос, как нам теперь себя вести? Какова этика? Каково поведение? И вот этот вопрос как раз обсуждает и пытается на него ответить этика – раздел философии. К каким целям можно стремиться, какие намерения достойны уважения? Как выбрать между хорошим и плохим? Таким образом, эта этика, это поведение очень сильно зависит от мировоззрения, от философского убеждения. Ну, нам вайшнавам, можно сказать, нечего боятся. У нас самая лучшая философия в мире. Вот теперь мы немножко обсудим два различных подхода к этике. Хануматпрешака Махараджа, опираясь на «Бхагаватам» провел анализ современного академического мировоззрения. Отличие одного от другого. Как строится современное мировоззрение? В начале, люди просто наблюдают мир: что есть атом и молекула, больше ничего - называется физика. Затем из физики, постепенно изучая молекулы, более сложное взаимодействие этих частиц, возникают науки, дисциплины, которые сейчас называются химией. Основа для физики. Когда атомы и молекулы плавают, сами собой в первобытном бульоне Бог решает, что так скучно жить и можно добавить чуть больше разнообразия биологической жизни и возникает биология. И есть физиология, которая определяет психологию. А когда собираются разные озабоченные люди вместе и между ними возникают какие -то отношения. Эти отношения называются - социологией. Есть какие-то вопросы, которые постоянно мучают людей от избытка свободного времени. Когда много свободного времени люди начинают думать о смысле жизни, о философии. А после этого уже, когда философия никак больше не устраивает, есть религия. К.Маркс определял религию как : «Опиум – это как обезболивающее средство, как лекарство. Как отдушина для задыхающегося человека». Что это значит? Что эта религия - это вещь, куда люди заталкивают свой подсознательный страх перед неизвестным. Вот он чего-то не может объяснить, вот это Бог. И по мере расширения нашего знания для Бога остается все меньше и меньше знания. Но самое главное – физику знать. Физика объясняет все. Чем сложнее компьютеры, изощреннее научный прогресс, тем с большей легкостью мы сможем все это предсказать, и рассчитать как химические процессы, биологически смоделировать физиологические процессы, объяснить психологию. Социология определяется тем же самым, как знаменитый Адам Смит, которого Шрила Прабхупада часто цитировал. Он говорил, что вся экономика построена на семейных привязанностях. А семейные привязанности, основаны на физиологии, с психологией вперемежку. Философия все это определяет, объясняет при необходимости. Философия вызывает у обычных, нормальных людей скуку чаще всего. В современном обществе философия играет надуманную роль. И мы видим, что на протяжении всей последней истории Западного мира философия стала совершенно надуманной, никому не нужной дисциплиной.

А религия – про нее и говорить нечего. То, что со временем должно просто отмереть, по мере того как распространяется область влияния человека, его разума – для Бога остается все меньше и меньше места, потому что Его нет. Это просто страх перед неведомым. Вот это путь западного мира.

Каков ведический путь? Кришна говорит в БГ: « мама вартманувартанте манушйах партха сарвашаха» – « Каждый во всем следует Моим путем, о Арджуна. Я один определяю пути». Что это значит? Есть путь, но путь всегда с двусторонним движением. Можно ехать в одну сторону, а можно в другую. Ведическая философия описывает мир прямо противоположным образом. Вначале описания Бога, понимание того, что такое Абсолютная истина. Из этого возникает философия, описывающая взаимоотношения с миром. И уже на основе этого возникает социология, как сообщество людей, которые знают об этой высшей цели, стремятся к ней, помогают друг другу в этом. Потом, соответственно возникает психология. И как эта психология объясняется? Люди знают что правильно и что, не правильно основываясь на этой высшей цели. Поэтому какие-то вещи они могут подавлять в себе, ради этой высшей цели. Какие-то вещи могут воспитывать в себе, наоборот сознательно и поощрять других. Когда ученики пожаловались Прабхупаде на

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4