Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 55 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 55

Фуко: «Мы нашли наших врагов - это мы». То есть, мы сами часто становимся препятствием для санкиртаны, проповеди гораздо больше, чем так называемые противники. Если бы не было того, что мы давали им в руки, в качестве аргумента против нас- не было бы и проблем. Если бы преданные пользовались такой репутацией святых, если бы так себя вели, безупречно честные, безупречно порядочные люди, уважительно к другим и все бы знали это, преданные гордились бы ходить в вайшнавской одежде везде. Ни у кого бы здесь не было каких-то штанов, маек, тюбетеек. Все бы ходили в сари и дхоти. Люди бы прославляли бы их: «О, посмотрите Харе Кришна» и преданные гордились этим. Книги было бы очень легко распространять, потому, что люди бы хотели такого отношения к себе. Нам есть что показать – есть Шрила Прабхупада, Господь Чайтанья, есть великие ачарьи, Кришна со всем своим духовным миром. Знание, которого нет ни у кого вообще. Что знают другие религии о духовном мире? Что? Там все обращаются в духовный мир, когда в царстве Бога, они надевают мантии с крылышками и начинают парить, единственным их служением является парить вокруг, я конечно утрирую. Единственное служение, чем они занимаются в духовном мире и трубят в духовые инструменты. Вот и все. Скучная картина – парить вечность.

– Вы говорите об этике, но в шастрах уже существует понятие дхармы. Насколько они соотносятся друг с другом?

–Да, этика – это дхарма. Просто под словом «дхарма» мы часто понимаем слишком уж философскую, оторванную от жизни концепцию. Поэтому я сознательно употребляю это слово «этика», потому что оно, к сожалению, употребляется слишком редко. Его нужно наполнить конкретным звучанием. По сути это одно и то же – этика и дхарма. Но, когда Кришна говорит: «сарва-дхарман-паритйаджйа», есть опасность, что в нашем представлении и этика может попасть под этот призыв. Хотя Кришна нас к этому не призывает. К чему нас Кришна призывает? Что Он здесь имеет в виду. Он говорит: « На самом деле, все эти темы, которые мы с тобой описывали и обсуждали до сих пор, о Арджуна, нужно оставить». Вначале Кришна предлагает Арджуне: « Пойми себя, пойми свою душу». Арджуна думает и отвечает Кришне: «Да, но как же тогда действовать, как душа? Мне непонятно»? Тогда Кришна описывает карма-йогу, науку правильно действовать. Действовать без привязанности к плодам своего труда. Он говорит: «карманй евадхикарас те ма пхалешу кадачана ма карма-пхала-хетур бхур ма те санго ств акармани». Этот стих ограничивает нашу деятельность со всех сторон, однако заставляет действовать. Арджуна говорит: « Ну, это сложно». Кришна говорит: «Да, это сложно, поэтому есть гьяна-йога». И Он учит его отличать душу от материи. Арджуне этот путь кажется тоже слишком непрактичным, и тогда Кришна учит его мистической йоге и медитации. Арджуна отвечает, что «очень сложно медитировать на душу, потому что ум беспокоен и очень упрям». Потом Он учит его еще чему-то и, в конце концов, говорит в 18-ой главе БГ, когда Арджуна отверг все предыдущие пути: «сарва-дхарман паритйаджйа»- «Арджуна, ты все правильно понял. Все те пути, о которых ты только что услышал от Меня, отвергни за ненадобностью. И не потому, что они неправильные, а потому, что бхакти или служение Мне, не отвергает, не противопоставляет себя всем остальным видам самопознания или самовозвышения, она включает их в себя». И Джива Госвами объясняет, что бхакти включает в себя все ценные элементы кармы, гьяны или йоги. Карма-йога включается в бхакти. Каким образом? Карма, отличается выполнением своих обязанностей, предписанных. Очень строгих. Человек очень строго выполняет, потому что он боится, если не выполнит какой-нибудь ритуал, то не попадет на райские планеты. Карма также отличается активностью. Он всегда начинает что-то делает. Карма-йог - активный человек. Даже просто карми, что в принципе является комплементом, называя так человека. Потому что благочестивый брахман, совершает жертвоприношение, ради высшей какой-то материальной цели. Даже они по часам идут на работу, не опаздывают ни на минуту, выполняют свои обязанности очень строго. Когда они приходят в сознание Кришны, они поражаются, как же так, как могут преданные обещать и не прийти? Это вы еще карми, вы не понимаете. Эти два элемента- пунктуальность и строгость выполнения своих обязанностей и активность – это очень позитивные вещи, в карма-йоге, просто направленные не туда. В гьяне есть другой элемент – отреченность, есть направленность на абсолютную истину. Вещи очень ценные. И в гьяна-йоге медитация ничто, есть сосредоточенность на Личности, медитация, глубокое поглощение ума, контроль ума и глубокое поглощение его на Личность Бога. А в бхакти все это совмещается в идеале- есть активность, преданность делу, определенным правилам, как в карма-йоге, есть сосредоточенность на Абсолютной Истине, отреченность, как в гьяна-йоге, есть медитация на Абсолютную Истину. Есть что еще, чего нет в первом, во втором и в третьем случае, есть любовь. Любовь означает бескорыстие. Потому что в первом, во втором, в третьем случае, они стремятся к собственным корыстным результатам: «бхукти-мукти-сиддхи-ками» (ЧЧ Мадхья 19.149), и поэтому пожинают

Навигация:

Страница 57
Страница 56
-- Страница 55 --
Страница 54
Страница 53