Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 51 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 51

означает применять к врагам силу, или оружие. И три предыдущих метода были исчерпаны, и потому остался последний, данда. Мы привели это как попытку объяснения, стиха 18.17 в Бхагавад-гите, в котором Кришна говорит Арджуне: «Даже, если мой преданный убивает, на самом деле он не убивает». И возник вопрос. То есть, как это объясняет, как Господь Кришна, в конце концов, взял на Себя всю ответственность. И почему это не является нарушением правил этики. В принципе это является нарушением этики, но мы привели пример, чрезвычайной ситуации, когда кто-то ,например, ворвется сюда в руках с оружием, и кому-то из нас удастся этого человека ограничить или даже может быть убить, если это будет необходимо, чтобы спасти жизни других людей. Это апад-дхарма, в обычное время такой человек, такое поведение не поощряется. В случае, когда опасность угрожает многим, их благополучию, их жизни, их правам, то тогда такое поведение не только приветствуется, но и поощряется. Не только разрешается, но и поощряется. И напротив, бездействие в этом положении, когда у человека есть возможность помешать, является уголовно наказуемым преступлением. Так вот, что касается Кришны в этой ситуации, Он взял всю ответственность на Себя за произошедшее на поле битвы Курукшетра. Но посмотрите сами, к чему все это привело? Мы говорили, об обычных принципах этики, как о тех вещах, которые стоят на страже основных фундаментальных прав живого существа на бытие, на самоопределение, на выбор, на счастье, которое каждому человеку, живому существу выделено, как доля. И человек посягая, допустим, убивая живое существо, животное в каком-то теле, он совершает тем самым грех. Убивает, например, таракана или дельфина. Он тем самым мешает этому живому существу этот срок провести в этом теле жизни, пройти свой урок в этом виде жизни, который он сам для себя выбрал, помешает ему до конца дойти. И человек, который вмешивается в это, с одной стороны навлекает грех убийства на себя, и будет за это страдать, а с другой стороны это живое существо будет вынуждено родиться снова в этом теле, и снова пройти этот путь до конца, чтобы получить то, что оно заслуживало. Однако, когда Кришна говорит Арджуне: «Иди, убивай», Он нарушает эти принципы только внешне, потому что Он дает в результате всем людям, и об этом говорится в ШБ. Господь говорил об этом, Видура об этом говорил, Уддхава: « Все люди, которые погибли на поле битвы Курукшетры от стрел Арджуны на глазах у Кришны, все они все обрели освобождение». Все они обрели то самое вечное сат, чит, ананда, в полной абсолютной форме. Ничем не омраченное. То есть это получается не какое-то нарушение права живого существа, это называется амнистией. То же самое, в уголовном языке, когда человеку открывают ворота из тюрьмы и говорят: «Все, ты свободен, иди на все четыре стороны». Разумеется, самое слабое звено в этом рассуждении, в этой логике, когда наступает тот момент, когда наступает чрезвычайное положение. Кто имеет право его ввести? Преступник, который выходит на улицу города и начинает стрелять, он не имеет право сказать: « Я ввожу чрезвычайное положение. Все, теперь после 8 часов вечера, ходить нельзя, начинаю стрелять». Разумеется, сам будет подстрелен, скорее всего. Он попадет под влияние закона. Ввести правила может только государство и в этом комментарии Шрила Прабхупада к этому стиху говорит: «Солдат, который действует под руководством высшего начальства, не подлежит наказанию, даже убивая на поле битвы. Однако, если он действует самостоятельно по собственной прихоти, то он немедленно попадает под трибунал». Поэтому вот это самый слабый момент, самый чувствительный, что является уполномоченностью действовать от имени высшего авторитета, высшей силы. Есть еще один такой же пример в ШБ, с одной стороны, он очень правильный, но с другой стороны он может в каком-то воспаленном уме стать оправданием такого совершенно безапелляционного насилия. Прабхупада в комментарии к 4-ой Песни ШБ, где Дхрува Махарадж принялся убивать якшей, говорит, что: «Не только человек павший от руки Господа, но человек павший от руки преданного Господа получает освобождение». То есть там был Махарадж великий преданный маха-бхагавата, он убивал якшей и все они отправлялись в духовный мир, пав от его руки. Потом пришел Сваямбхува Ману и сказал: «Хватит бессмысленного насилия. Пожалуйста, остановись». И стал взывать к его совести, к его долгу, репутации. Он сказал ему: «На самом деле, Господь постоянно смотрит на тебя, и постоянно думает о тебе, и поэтому не престало тебе омрачать Его таким поведением. О таких как ты преданных, Господь думает постоянно Сам. Это не ты думаешь о Нем, а Он думает о тебе». Поэтому вот эти вещи требуют прояснения. И поэтому такие великие ачарьи, как Бхактивинод Тхакур потратили много времени и сил, чтобы написать основную дхарму. Которая распространяется не просто на людей, которые ничего про Кришну не слышали и еще не начали повторять мантру Харе Кришна, и поэтому по-прежнему находятся под влиянием законов материальной природы, а те, кто начал уже повторять мантру, конечно же не находятся под

Навигация:

Страница 53
Страница 52
-- Страница 51 --
Страница 50
Страница 49