Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 48 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 48

и лживость. Четвертое – читта-вибхрабма, или извращенный, дурной характер, или сумасшествие. Читта означает сознание, а вибхрама – полностью изуродованное сознание. Пятое – ништхурата, или грубость по отношению к другим живым существам. Шестое – крурата, или жестокость. Седьмое – лампатья, или развращенность. Это то, что Шрила Бхактивинода Тхакур называет естественными качествами живых существ. Они проявляются в гауна-дхарме. Гауна-дхарма, что все эти религиозные правила поведения этические, они основаны на качествах живого существа, которые проявляются. Я попытаюсь их вывести из сат, чит, ананды своих и других живых существ и сопоставить. Но такая задача перед нами не стоит. Это просто демонстрирует изначальные этические качества, которые живым существам изначально присущи. И Шрила Бхактивинода описывает их здесь. Он говорит очень важную вещь, что гауна-дхарма, этические принципы в этом мире они являются лишь извращенным проявлением мукхья-дхармы, духовной. Когда живое существо приходит в материальный мир, оно приносит изначальную дхарму или этику поведения духовного мира сюда. И оно извращается здесь, превращаются в какие-то материальные формы, искажаются. Но, правильное следование ей, в конце концов, может человека привести обратно на путь мукхья-дхармы. И тогда эта гауна-дхарма, второстепенная этика включается, входит внутрь человека, становится внутренним принципом человека. Не отпадает, как ступень ракеты. Интересно, что Кришна тоже говорит об этих уровнях в БГ, в одном стихе очень важном для нас, для нашего рассмотрения. Текст 7.28 БГ. Кришна в этом стихе как раз говорит об этих двух уровнях дхармы: мукхья-дхармы, о мирском неком благочестии, о высшей дхарме, об этике по отношению к Кришне, и о том, как они связаны друг с другом. Есть какая-то связь между ними или нет? Или обычные неудачники, которые довольствуются обычной мирской этикой, а мы, вайшнавы, нам это не нужно, потому что мы живем по высшей этике. Нет. Связь есть, и Кришна рассказывает об этом в этом стихе БГ 7.28: «йешам тв-анта-гатам папам джананам пунйа-карманам те двандва-моха-нирмукта бхаджанте мам дрдха-вратах» – «Те, чьи грехи дошли до своего конца, то есть полностью исчезли, те, чьи жизни были долго посвящены благочестивым поступкам, и те, кто полностью освободились от иллюзии и двойственности». Заметьте, что нельзя.. есть один такой момент, что преданные становятся жертвой такой ловушки, что, как например, они думают, что могут быть президентом храма, ходить на санкиртану, читать шастры, петь бхаджаны в одиночестве. И это будет не жизнь, а «малина» вообще. Потому, что он думает, что он будет смиренным, спокойным, вожделение уйдет и все остальное. Идиллия просто, освобождение полное и так я приду к Кришне, в конце концов. Конечно же, с одной стороны сам вывод парадоксален. Нелогично, что, двигаясь в сторону независимости, каким-то образом мы оказываемся в полной зависимости от Кришны, вдруг проснулись и уже зависим от Кришны. Но, суть в том, что человек оказавшись один на один со своим умом, он может действительно почувствовать, что нет вожделения, потому что нет объекта вожделения. Нет гордости, потому что не перед кем испытывать эту гордость. Нет зависти, потому что нет человека по отношению, к которому ты зависть испытываешь. Эти анартхи в воздухе повисают, поэтому не находят объектов приложения, их не чувствуешь. Но, стоит только им появиться вокруг, как ты сразу испытываешь зависть, вожделение, гнев. Другими словами мы не можем чувствовать просто смирение. Смирение по отношению к кому-то всегда чувствуется. Долг, не просто долг, а по отношению к кому-то. Преданность, не просто преданность, а преданность по отношению к кому-то. То есть нельзя быть слугой без господина. Это просто противоречие – ерунда. И точно так же двардва означает, что мы не просто чувствуем свободу двойственности, а мы общаемся с реальными людьми, относимся ко всем равно. Равно духовно, потому что другого между ними ничего нет.

–Это рекомендовано, жить уединенной жизнью?

–Да, это рекомендовано в определенном месте, время от времени. Чтобы потом, приехав в место, где вас окружают люди, которые могут вам дать возможность жить духовной жизнью. В том стихе, где рекомендовано жить уединенной жизнью, Кришна описывает разные качества. Некоторые из них рекомендованы гьяни, а некоторые рекомендованы бхактам. И Прабхупада поясняет в других местах, что для бхакт лучше жить в обществе чистых преданных. То есть для нас ванна-прастха означает уехать в лес из деревьев калпа-врикша. Уединенное место необходимо. Но, оно не настолько уединенное, что мы совсем один на один, с кем-то уединяемся с преданным и душа в душу общаемся. Повторяем Харе Кришна. Это помогает. Так вот, описанные в этих первых трех строчках стиха, те, кто освободились от иллюзии и двойственности, чем они занимаются? «Бхаджанте мам дрдха-вратах» – «Они с решимостью отдают себя служению Мне». Это означает, что первые три строчки описывают человека действующего в гунне благости, пунья - карму, поэтому избавился от иллюзии до какой-то степени и потом он вдруг стал чистым преданным. Как это возможно? Это же невозможно. Это правильно вообще или неправильно? Это обычный человек, который занимается благочестивой деятельностью, который никого не принуждает, благотворительностью занимается, живет ради других. Не бхакти пока. Чакраварти Тхакур говорит

Навигация:

Страница 50
Страница 49
-- Страница 48 --
Страница 47
Страница 46