Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 47 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 47

ворвется с автоматами сюда, не дай Бог, начнет стрелять. И допустим, у меня в кармане, тоже, не дай Бог, пистолет. Я стою за дверью, он начнет стрелять. Что мне остается в этом случае делать? Вот тут мы о правилах жизни распинаемся, кого-нибудь, не дай Бог, плохим словом обидеть, а тут можно без слов, раз и все. Пока он не обиделся, я успел. Это будет правильно. Почему? Потому что нарушают ваше право на жизнь гораздо больше людей. Поэтому, когда преданный кого-то убивает, он на самом деле не убивает. Просто приходит к выводу, что в этой ситуации другого выхода просто нет. В такой ситуации находился Арджуна. Поэтому максимально, преданные избегают этих вещей, но когда это не возможно и когда Бог Сам стоит на твоей стороне и надо защищать преданных, дхарму, людей, Бога. Прабхупада, когда был в Майяпуре местные жители, мусульмане стали на храм нападать, бросать бомбы, Прабхупада сказал: «Возьмите оружие, что делать, вы должны защищать храм, уговоры здесь не помогут, безупречное поведение по отношению к ним, проявление реальности духовного мира не помогут». Вот реальность духовного мира. Гнев Кришны – тоже реальность духовного мира. Кришна тоже может гневаться и смирение наше не означает, что мы ходим с понурой головой и бормочем себе под нос такие слова: «Я Ваш покорный слуга, я падший», смирение означает, что мы принимаем по принципу действия чью-то высшую волю. Это называется смирением настоящим.Поэтому преданный ведет себя в основном, как Кришна кротко и смиренно. Но, когда Кришна гневается, преданный также может повести себя. Погневаться смиренно на кого-нибудь. Поэтому Бхактивинода Тхакур называет сва-дхарму гауна-дхармой, санатана-дхарму называет мукхья-дхармой. Мукхья означает главный или непосредственный, гауна означает второстепенный или косвенный. Мукхья-дхарма означает – обязанность по отношению к Кришне, другими словами этика поведения по отношению к Кришне. Есть живые существа вечные, и один из них самый вечный, это Кришна. Есть живые существа сознающие, из них самый сознающий это Кришна. Поэтому этика тоже отличается, естественно, по отношению к Кришне, это называется мукхья-дхарма, есть этика по отношению ко всем остальным равным гауна-дхарма. И когда они каким-то образом вступают в конфликт, мы выбираем Кришну. Но, так чтобы минимальное количество живых существ от нашего выбора пострадало.

–Мукхья-дхарма – это отношение к Кришне, а гауна-дхарма – это ко всем остальным существам?

–Да, в обусловленном состоянии. Потому что в освобожденном состоянии тут в принципе никаких противоречий не возникнет. Мы же видим глазами Кришны все, в освобожденном состоянии.

И Шрила Бхактивинода Тхакур говорит очень интересную вещь в «Чайтанье Шикшамрите» во второй главе, второй части: « Есть естественные линии поведения или естественные черты характера освобожденного или чистого живого существа, которое всегда является благом». Вот то о чем мы говорили –шачитананда. Как это проявляется. Бхактивинода Тхакура описывает семь сварупа - гата - пунья. Сварупа означает изначальное положение живого существа, гата – изошедший, исходящий, пунья – благочестие, правильное поведение. Он говорит о семи качествах, которые изначально присущи не просто телу, уму, разуму в гуне благости, а непосредственно живому существу. Они всегда находятся вместе с ним. Он говорит, первое ньяя – означает не логика, в данном случае, а справедливость. Второе дайа – милость, сострадание. Третье сатья – правдивость. Четвертое павитрата – чистый, безупречный характер. Пятое – майтри – дружеское отношение ко всем живым существам. Шестое арджава – честность или прямодушие, когда говорят то, что думают, и думают то, что говорят. Другими словами отсутствие двуличия. В чем правдивость и честность отличаются друг от друга? Сатья означает приверженность абсолютной истине, а арджава это способность действовать и поступать в соответствие с ней. Седьмое – прити, или доброта и любовь. И им же Шрила Бхактивинода Тхакур противопоставляет семь других качеств, которые являются главными пороками живого существа, которые заглушают его естественные добродетели. Первое – это аньяя – несправедливость. Второе –двеша – зависть. Это такое удивительное чувство, что когда кому-то хорошо, то тебе плохо от этого. Например, если на воскресном пиру вам положили бурфи, и вашему соседу, как хорошо. А, если, вашему соседу положили две бурфи, то немедленно ваше бурфи оборачивается в яд, теряет свой вкус, как-будто это не бурфи уже, а кусоу какого-то яда. И чем больше положили бурфи ему, тем хуже становится вкусу вашего бурфи. А, если бы у него вообще не было бурфи, а у вас был кусочек, то это нектар. Парадоксальное чувство. Оно никак не связано с моим реальным положением дел. И вот ткже живые существа.Чем больше счастья у него, тем больше я страдаю. Зависть обращает счастье другого в твое собственное страдание. И когда мы были в духовном мире и позавидовали Кришне, Кришна бесконечно наслаждается, стоит нам позавидовать, происходят бесконечные страдания, вместо того, чтобы бесконечно наслаждаться. Поэтому мы оказались здесь. Очень просто. Как действует зависть, как уходят живые существа из духовного мира. Почему? Потому что счастье человека, через искаженную призму зависти, превращается в страдание. Чем лучше ему, тем хуже тебе. Поэтому двеша зависть. Третья – митхья, или ложь

Навигация:

Страница 49
Страница 48
-- Страница 47 --
Страница 46
Страница 45