Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 45 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 45

об этике, он, казалось бы, так и вел себя в самом начале БГ, когда Кришна сказал ему: «Посмотри на армии с двух сторон. Мы вывели тебя между двух армий с одной стороны – Кауравы, с другой – Пандавы, посмотри на них, Арджуна». Кришна улыбается. Он знает, что будет дальше». И Арджуна смотрит на обе стороны и видит родственников, друзей, знакомых, учителей, старейшин и начинает плакать. Лук выпадает у него из рук, что никогда с ним не бывало. Теряет самообладание. Он говорит: «Кришна, я не буду сражаться». И выдвигает очень мудрые, этичные, зрелые аргументы. Он говорит о том, о чем говорим мы. О том, что нужно быть сострадательным к другим живым существам. Он основывает свои аргументы на логике, на шастрах, на религиозности, на дхарме. Что Кришна ему в ответ говорит? Он показывает, что все аргументы Арджуны, которые казались разумными, на самом деле – глупы, все аргументы, которые казались сострадательными, на самом деле оказались – жестокосердными, из собственного эгоизма он так себя ведет. А те аргументы, которые казались, основаны на религиозности или на дхарме, на самом деле безбожны. Ну, хотя бы потому, что ему Сам Бог говорит ему нечто прямо противоположное. И поэтому Он говорит Арджуне: « Ты должен сражаться и убивать». И в конце Кришна говорит: «Поэтому, Мой преданный, который недвижим и освободился от влияния ложного эго, даже убивая не убивает». Возникает вопрос, мы долгое время изучаем этику, что нельзя насилие применять, причинять страдание, жить, не нарушая права других на какие-то фундаментальные вещи и права, а здесь как быть с этим? Как быть с этим поведением Кришны? Ведь Он же здесь Своим поведением показывает пример для нас. Это высшая этика. То, что Бог делает и велит Своим преданным убить. Тогда на фоне этой этики, высшего проявления Бога, все самые возвышенные этические нормы, самые благородные чувства Арджуны, самые здравые соображения кажутся глупыми, безбожными и жестокосердными. Как же быть нам тогда? Значит ли это, что даже наши принципы, которые мы обсуждаем сейчас, это второстепенные, не абсолютные, как мы в самом начале говорили, а некие относительные? Каково ваше мнение? Понятен вопрос? На лицо противоречие между тем, что мы с вами обсуждали битые три дня, и Кришна одним словом все это перечеркивает. Что это значит?

–Есть две этики: одна правильная, а другая - неправильная.

–И та, что мы обсуждали - неправильная?

–А почему? Если посмотреть в отрыве от ситуации - она была правильная?

–Этика Арджуны была неправильная, потому что она отстраняла его от служения

Кришне.

–Что значит видение Арджуны? Это очень точный ответ. Вы помните, что в комментарии Шрила Прабхупада говорил к этим стихам в начале БГ? Он дает два комментария. Арджуна был преданный, поэтому у него было сострадание, он ради себя не хотел убивать. Но потом, когда это столкнулось с планом Кришны, Его планы более совершенны, чем наши, его собственный план, собственное сострадание показалось ему малодушием. Одновременно и то и другое произошло в нем. Само по себе качество сострадания в нем было правильное, заслуживающее похвалы духовной. Он вел себя правильно. Но, в этой ситуации Кришна взял на Себя роль определяющего законы непосредственно. До этого, в обычное время Он дает просто законы дхармы, законы этики, законы кармы в этом мире, которые имеют элемент этики вмонтированный в них. Если, человек убивает без необходимости, он будет наказан. Заметьте не тот, кого убивают, будет наказан, а тот, кто убивает. Законы кармы этически не нейтральны. У них есть некий этический ориентир. Они наказывают плохих людей, и поощряют хороших. Что такое хорошее и, что такое плохое. Те, кто движутся в духовный мир, они хорошие, те, чье поведение соответствует все ближе и ближе к идеалу духовного мира, они хорошие, они всплывают в океане кармы все выше и выше. А люди, которые идут наоборот, те погружаются в собственные желания. Погружаются вниз, пока не дойдут до дна и не начнут подниматься снова. Но, когда Кришна Сам приходит, Он все меняет. Как Чайтанья Чандра Чаран прабху привел интересный пример: « Когда Кришна приходит- все меняется». Он рассказывал, что Прабхупада был в Майяпуре и Ему понадобились листья какого-то дерева. Преданные срывали листья с дерева, вытягиваясь из окна верхнего этажа дома. Так проходило несколько дней. И однажды, Прабхупада проходил мимо этого места, когда преданный срывал листья. И когда он увидел это, Прабхупада сказал: «Не нужно этого делать». Ему ответили: « Мы всегда это делаем для Вас». « Понятно. Но, когда я здесь, пожалуйста, не делайте этого». Он боялся, что преданный упадет и разобьется. Так же Кришна, когда Он приходит то, что-то меняется. Он может сказать: «Так и так нужно поступить». В данном случае это можно назвать апад-дхармой, некие чрезвычайные обстоятельства.

—Это похоже на тот аргумент на идеалистическое, духовное, там у нас высшим критерием был Бог, что Он сказал, то и высшее есть.

–Да. Он есть, он заслуживает. Но, мы в данном случае, в чем тот аргумент тогда был, слаб,

Навигация:

Страница 47
Страница 46
-- Страница 45 --
Страница 44
Страница 43