Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 33 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 33

других и как неправильно. Это факт, что есть люди, которым суждено быть убитыми, даже не желая этого. Просто человек сбивает другого, потому что тот выскочил на дорогу перед машиной, он просто сбивает его, но он не виноват, его оправдывают. Недавно был случай в Москве, на одну женщину напал маньяк и пытался ее изнасиловать. Она стала защищаться и убила его. Ее оправдали. Ему, может быть, было положено быть убитым, она не хотела убивать, она не виновата. Я к тому, что эта система философии не имеет предсказательной силы. Мы не можем на основании этого сказать, что нам нужно делать, а что нет. Можно задним числом сказать, умер – карма, конечно карма. Но как вы к этому должны относиться, вот в чем вопрос. Не в том, что карма, что нет. Все карма. А как мы должны относиться к этому. Вот большой вопрос. Поэтому тут не все так просто.

Кришна говорит в БГ о вещах, которые очищают даже чистых душ. Великие души очищаются тремя вещами: дана, тапа, и ягья. Дана – значит давать пожертвование, совершать благотворительность. Тапа – значит аскеза. Ягья – значит жертвоприношение высшему закону, высшей власти. Что между этими тремя вещами общего? Добровольно всегда. Что мы что-то отдаем кому-то. Кому мы отдаем? В чем разница между этими тремя вещами с точки зрения кому мы отдаем? Живым существам – дана, высшим силам, Кришне – ягья, и тапа – что тоже чем-то поступаемся внутри себя самих. Мы лишаем себя самих каких-то чувственных наслаждений, ради какой-то высшей цели, внутри себя что-то, ради себя же самого отнимаем, что-то ограничиваем. Что мы ограничиваем? Вещи, которые лишают нас сат, чит, ананды. Так вот именно эти три слова и определяют с точки зрения Кришны и БГ правильное поведение по отношению к природе, к живым существам, по отношению к самому себе. И Кришна в БГ эти три слова очень часто повторяет. В восьмой главе 28 тексте Он говорит, это включается в преданное служение – ягья, тапа и дана. В 11 главе, 48 текста говорит, что эти вещи необходимы, но они еще не гарантируют видение вселенской формы. В 16 главе Он говорит, что эти три вещи являются качествами Божественных натур. Интересно, что там же Он говорит, что даже демоны совершают ягью и дану. Единственное, что они не делают это тапу. То есть они не готовы от чего-то отречься ради своих корыстных целей. Они будут раздавать милостыню, совершать жертвоприношение для того, чтобы все больше наслаждаться в этом мире. И даже там эти принципы соблюдаются. В 17 главе Кришна очень подробно останавливается на ней, говоря о том, как они могут быть совершены в трех гуннах материальной природы. И потом Он говорит, что для того, чтобы они привели к высшему благу необходимо, чтобы они совершались ради Всевышнего. Ом тат сат. И затем в 18. 5 главе Он говорит, что ягья, тапа и дана очищают даже великие души. Но самое главное, интересное во всем этом, мы можем думать, ну жертвоприношение – зажег огонь, кинул масло, кинул банан, дана понятно, взял деньги и пожертвовал брахману или саньяси, потому что материалистам жертвовать нельзя. И тапа понятно, мы постимся на экадаши. Но Кришна в 11 Песне ШБ в разговоре с Уддхавой, придает этим принципам еще более глубокое значение. Он говорит про ягью. Ягйо хам бхагаваттама ШБ(11.19.39). Ягья означает везде видеть Верховную Личность Бога. Ягья – это Я есть. Есть Я – Ягья. Нужно видеть везде Бога, воспринимать эту вселенную, как Бога. Он также говорит про дану. Данда-нйасах парам данам ШБ (11.19.37). Дана, или милосердие, заключается в том, чтобы оставить всю агрессию, все насилие по отношению к живым существам. Отказаться от него по отношению к другим. Это называется настоящей даной. Не просто кому-то дать деньги или прасад – нужно оставить данду – данда – нйаса – т.е. не пытаться их к чему-то принуждать, не пытаться проявлять агрессию по отношению к ним. И затем Он говорит про тапу, кама - тьягас тапах смритам ШБ (11.19.37). Истинная тапа, или аскеза – это отказаться от корыстных желаний, от собственного вожделения. Вот эти емкие определения лежат, с точки зрения Кришны, в основе правильного поведения по отношению к себе самому, окружающим и миру. К себе, к другим живым существам и ко всему миру. Вот эти три вещи Кришна полагает идеалом в поведении людей.

4.1 Цель нашего семинара сегодня поговорить более подробно о тех принципах, о которых мы говорили на прошлых занятиях, в частности на предыдущем. И мы также должны сегодня успеть привести конкретные примеры из жизни ачарьев и священных писаний, чтобы подтвердить все выводы, к которым мы пришли. Но перед этим, я хотел несколько слов сказать о той теме, которую мы закончили вчера. Как я и предполагал, возникло много горячих обсуждений между преданными. Совершенно справедливо, потому что с самого начала я пытался предупредить, оговориться, что я не собирался давать какие-то конкретные формулы, которые

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31