Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 31 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 31

ехали в поезде. И вместе с нами в купе ехали еще какие-то люди, которые вытащили бутылку, чтобы выпить. Я стал им говорить, что мы монахи и у нас вот такие принципы, и чтобы они убрали. А он меня потом отчитал: « Как ты себя ведешь? Чем эти люди тебе обязаны? Надо правильно себя вести, чтобы они стали лучше». Хотя интересно, когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур строил Гаудия матх, он нанимал строителей, которые курили, не преданных. Он сказал ученикам, что они должны ездить и покупать для строителей табак. Потому что для нас важнее, чтобы они построили храм быстрее. Поэтому делайте все, что им нужно. Я сам готов крутить им эту махорку. Когда Прабхупада отправлял своих учеников в Лондон и спросили: « Как мы будем проповедовать?» Он им ответил: «Очень просто. Вы должны устроить общежитие для студентов и пригласить жить бесплатно и проповедовать. И если нужно, то будете готовить им мясо. Поэтому здесь вопрос не такой однозначный. Если говорить о конечной цели нашей проповеди и нашего поведения по отношению к людям сат, чит, ананда, то людей убеждает в правильности, только, когда эти принципы соблюдаются. Это не означает, что мы должны соблюдать на их правилах, на их территории, как они того хотят, но есть способы удовлетворить их потребности даже лучше, чем они могут ожидать. Вот это называется вайшнавским подходом, вайшнавским сердцем. Когда преданные своим поведением дают людям высшие принципы, высшее благо, высшую ценность, не нарушая при этом свободы выбора, не заставляя их и не принуждая ни к чему. Кришна, рассказав Арджуне БГ, спросил: « Теперь ты понял, сомнения твои рассеялись»? И Он готов был рассказать БГ снова, и снова, сколько потребуется, чтобы Арджуна, в конце концов, сам сделал выбор. Здесь можно привести пример про ананду, по поводу счастья шутка такая. Говорят, что проповедник, это тот, кто страшно боится того, что кто-то, где-то в этом материальном мире счастлив. Ему не дает покоя такая мысль, что кто-то счастлив. Такая шутка. Здесь можно привести примеры такого нарушения. Здесь они немножко более чувствительны. Какие-то религиозные организации привести, некоторые способы проповеди, но мы этого делать не будем. В принципе и так все поняли.

–А мы должны считать своим правом вечным на сат, чит, ананду, как мы должны относиться к этому своему праву?

–Как к праву. Но мы не можем осуществлять это право за счет сат, чит, ананды других людей. Когда отношения с Кришной рассматриваются, то тут никакого ущерба ни нашей сат, чит, ананды, ни Его нет абсолютно. Потому что там безграничный кладезь того, другого и третьего. Поэтому, служа Кришне, то и другое и третье вы отыщите безгранично. Это наше полное право. И вот эта связь Кришны с нами, дает нам возможность благодаря полноте духовной, счастью, которое в нашем сердце возникает, благодаря этому, вести себя по отношению к другим соответствующим образом. Потому что, если этого в нашем сердце нет, то мы неизбежно будем требовать от других чего-то и к чему-то их принуждать. И здесь это принуждение, когда людей используют, в качестве объекта для наслаждения – это в принципе криминально, является нарушением этики, нарушением правил. Конечно, может быть разная градация, когда кто-то кого-то толкнул, может быть преступлением административно-наказуемым, хулиганство мелкое, а если я кого-то убил, это серьезное крупное уголовное преступление. Но и то и другое преступление. Например, человек, который убивает и ест других, каннибализм, он буквально наслаждается телами других существ, в прямом смысле, это жуткое, не укладывающаяся в голове картина. Но человек, который использует других, для того, чтобы каким-то тонким образом наслаждаться, используя их как орудие для своего собственного величия, как спасителя других. Или человек, который берет на себя обязанности куратора, не имеет право жить за счет тех, кого он духовно опекает. Они, конечно, могут жертвовать ему, но он никогда не должен у них это просить. Не имеет право, пока он источником духовной жизни для них является. Он должен ставить условие, другими словами, для получения духовной поддержки.

–Эти права наши нарушают?

–Нет. Например, есть болезнь, это действует на сам факт нашего бытия в теле и мы должны его сохранять, наше тело. Нарушать право выбора, мы имеем право, всегда действуя осознанно. Принуждение нас к чему-то является нарушением этого права.

Единственное исключение здесь есть одно, когда мы отдали себя в руки кому-то сознательно или кто-то по незрелости своей сат, чит, ананда зависим от нас. Если мы не

будем оказывать опеку о нем, заботу, то он будет страдать и сат, чит, ананда ухудшится в его случае, как в случае маленького ребенка. Мы можем ограничить его, просто он не знает, не имеет право выбора, какими-то жесткими мерами. Но с какой целью? Чтобы он, в конце концов, дозрел. Или мы отдаем себя в руки духовного учителя, почему? Что заставило? Потому что он проявил по отношению к нам любовь и заботу. Он сделал первый шаг по отношению к нам и дал нам что-то, за что мы вечно должны

Навигация:

Страница 33
Страница 32
-- Страница 31 --
Страница 30
Страница 29