Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 10

пусть Он останется»» и Он остается еще на много лет. Чтобы ты сказал»»? Он ответил, видимо для того, чтобы быть последовательным: «Ну, конечно же, я скажу, чтобы он ушел». «Харе Кришна дорогой Гуру Махарадж, увидимся в духовном мире». И вот тут я уже не поверил. Ну, понятно, что с матерью и с ребенком какие-то соображения могут конфликтовать и перевешивать время от времени, но по отношению к духовному учителю, я думаю, ни один ученик, по настоящему привязанный к духовному учителю, никогда не скажет не колеблясь: «Да, пусть мой духовный учитель идет в духовный мир и я как-нибудь здесь, без него проживу». По крайней мере, он бы спросил у Него: «А куда Вы хотите уйти Гуру Махарадж?» Поэтому этот пример, он немножко, конечно, если бы не был таким драматичным, был бы шуточным, но он показал, что есть определенное недопонимание того, что вообще такое этика и каким образом отношение к другим должны строится внутри. Мы подчеркнули разницу между этикетом и этикой, это разные вещи даже с точки зрения этимологии, или значения этих слов. Этикет означает, это как этикетка, кстати, это однокоренные слова. Этикет и этикетка это нечто внешнее, полезное, правильное потому что необходимое. Этикетки полезные вещи, прежде чем что-то принимать внутрь, нужно прочитать, что там содержится на этикетках. Но эти вещи могут, при всей строгости их исполнения ничего не изменять внутри человека. И конфликты такого рода происходили сплошь и рядом на протяжении всей истории религиозной жизни, не только в нашей

сампрадаи. Есть смарта брахманы, которые очень строго следуют этикету, этим этикеткам. Они строже соблюдают экадаши, чем большинство из нас или все вместе взятые. Они гораздо строже поклоняются Божествам, и у них очень много существует строгих правил и предписаний, которые некоторых преданных приводит в некий священный восторг. Что вот, дескать, этого нам не хватает в духовной жизни. Один раз Прабхупада рассказывал историю, как однажды во Вриндаване к нему прибежали ученики смущенные и огорченные и сказали, что они подошли к одному из местных брахманов и сказали: «Мы ученики Бхактисиддханты Свами, мы проповедуем и повторяем мантру». На что он ответил: « О, очень хорошо, если вы будете так продолжать повторять мантру и следовать всем принципам, то в следующей жизни родитесь брахманами и тогда у вас появится шанс освободиться». Прабхупада сказал: « Это глупый пандит, он ничего не знает на самом деле. Если он будет правильно выполнять все свои правила, то в следующей жизни родиться в ИСККОН у одного из преданных и будет распространять славу Вриндавана по всему миру». Это показывает, что человек может внешне всему очень строго следовать, но при этом его сердце или его понимание далеко от духовной жизни. От того, что по настоящему духовной жизнью является. И, например, в истории христианства можно такой же конфликт видеть у самых истоков, когда Христос пришел и пытался учить каким-то основам, тому, что по настоящему должно происходить в сознании человека, что Бог должен быть на первом месте. Все эти фарисеи, книжники ходили за Ним толпами и подмечали, что Он не так делает: « Ага, в субботу лечил кого-то». А это же нарушение очень строгих правил иудейских. Правило ничего не делать в субботу. Христос рук не мыл, которые нужно было мыть. Он демонстративно делал это. И, в конце концов, Он говорил, что на самом деле не человек для закона, а закон для человека. Этот закон должен изменить человека внутри и привести к какому-то глубинному пониманию того, ради чего нужно жить. Ради кого нужно жить. В основе христианства пример Христа лежит очень прочно, как бы мы не обсуждали философски некоторые положения и доктрины христианства, как бы мы с ними не соглашались, и там есть с чем не соглашаться, конечно же, мы имеем на это право. Но вот эта основа, глубокий этический пример, который выразился в самопожертвовании, в абсолютной любви, во всепрощении, он лежит очень прочно. И поэтому до сих пор, на протяжении 2000 лет эта религия живет и распространяется. В то время, как в нашем случае, говорили, что Шримати Радхарани в ЧЧ описывает: «Любить умом». Когда, вместо некоего спонтанного чувства, которое, сразу оговорюсь, не возникает просто желания, что каким-то усилием воли давайте все любить друг друга и будем все хорошие, белые, пушистые. Не получится так, есть процесс определенный, который должен приводить к изменению внутреннему, к изменению мировоззрения. Мы видели очень часто, как Прабхупада приводил в пример своих учеников, когда его спрашивали: «А в чем Ваша мистическая сила Свамиджи? У Вас есть мистические силы? Вы можете, например, деньги из рукава трясти?» Прабхупада всегда показывал своих учеников: « Вот вам мистические силы. Я сделал из тех, вы бы видели из кого, вот этих, кого вы видите сейчас». И он говорил, о том, что он ожидал от своих последователей, когда мы выбрали этот эпизод из интервью Шрилы Прабхупады, в качестве эпиграфа к этому семинару, когда в интервью один из журналистов

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8