Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 52 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 52

не видел в этом ничего предосудительного. Царевич был убежден, что, если Драупади выйдет замуж за всех пятерых братьев, это не повлечет за собой греха.

Друпада все еще не был уверен. Ему хотелось обдумать ситуацию получше. Чтобы женщина вышла замуж одновременно за нескольких мужчин — это было совершенно неслыханно. Царь предложил Юдхиштхире обсудить этот вопрос с Кунти, Дхриштадьюмной и придворными учеными брахманами. Юдхиштхира согласился и прошел в зал, где обычно собирался придворный совет.

Началось совещание, но не прошло и нескольких минут, как дворцовые слуги сообщили о прибытии Вьясадевы. Мудреца провели в зал, и все присутствующие почтительно склонились к его стопам. Ответив на приветствия, Вьясадева повернулся к Друпаде и Пандавам и благословил их. Когда все вновь заняли свои места, Друпада обратился к Вьясадеве с вопросом:

— О досточтимый, может ли женщина выйти замуж за нескольких мужчин и не навлечь на себя греха этим поступком? Прошу, скажи нам все как есть.

Вьясадева ответил, что, разумеется, поступить подобным образом означало бы нарушить как указания Вед, так и традицию. Хотя в давно минувшие века подобное было допустимо, с тех пор прошло слишком много времени, и сейчас этого уже никто не помнит. Переводя взгляд с Друпады на Юдхиштхиру, мудрец спросил, что они сами думают по этому поводу. Друпада раскрыл свои сомнения. Он просто не мог представить, как пятеро братьев могли бы стать мужьями одной Драупади. Ведь это значит, что старшему брату придется вступать в близость с женой младшего брата. Согласно писаниям, это приравнивалось к вступлению в близость с собственной дочерью.

Юдхиштхира же ответил, что в глубине сердца, которое всегда чисто от греховных помыслов, он не чувствует никаких сомнений, предлагая женить на Драупади пятерых братьев. Он привел исторический пример, как дочь брахмана Джатила вышла замуж одновременно за семерых риши. Был и другой случай, когда знаменитые подвижники, известные как Прачеты, будучи братьями, тоже выбрали одну женщину, ставшую их общей женой. Такие примеры можно было отыскать в Ведах, и подобные поступки не считались греховными. В определенных обстоятельствах даже общепринятые правила могут быть нарушены, если это делается ради более высоких религиозных принципов.

Кунти согласилась с сыном и в свою очередь спросила мудреца, может ли она освободиться от невольной лжи. Вьясадева ответил ей:

— О почтенная, ты, бесспорно, будешь спасена от греха, и добродетель обязательно восторжествует.

Обернувшись к Друпаде, мудрец обратился к нему с просьбой:

— Я хотел бы поговорить с тобой наедине, о царь.

Вьясадева встал и, взяв Друпаду за руку, удалился вместе с ним в царские покои. Остальные члены собрания остались в зале, ожидая их возвращения. Оказавшись с царем наедине, Вьясадева объяснил Друпаде, почему эта свадьба не противоречила добродетели. Подвижник рассказал царю о том, что Драупади в прошлой жизни была дочерью одного риши. Желая обрести мужа, она молилась Шиве. В молитвах она пять раз обращалась к божеству с просьбой о могущественном муже, и Шива ответил ей: «Пять раз попросила ты меня, и потому в следующей жизни у тебя будет пять мужей». Шива никогда не смог бы предписать что-либо греховное.

Далее Вьясадева объяснил, что в облике царевны явилась сама богиня Лакшми. Она вышла из жертвенного огня для того, чтобы стать женой Пандавов, которые в прошлых жизнях и сами были богами. В действительности, сообщил мудрец, все братья были воплощениями Индр, живших в разные эпохи[2].

Вьясадева даровал царю божественное зрение, чтобы тот смог увидеть Пандавов такими, какими они были в прошлых жизнях. Этим внутренним видением Друпада узрел ослепительные формы Индры, принадлежавшие в прошлом каждому брату, — их небесные тела, украшенные золотыми коронами и гирляндами.

Сложив ладони перед мудрецом, пораженный Друпада молвил:

— О великий риши, нет ничего, чего бы ты не знал или не мог. Мой ум теперь спокоен. То, что предрешено небожителями, не может не сбыться. Мы все — лишь орудия в руках судьбы. Пусть же моя дочь вступит в брак со всеми пятью братьями.

Царь и мудрец вернулись в зал и сообщили собранию о перемене, произошедшей в сердце Друпады. Вьясадева объявил:

— Сегодня луна вошла в благоприятное созвездие Пушья. Нужно не откладывая провести первый обряд, во время которого Юдхиштхира примет Драупади в жены.

Друпада распорядился, чтобы его советники и жрецы сделали все необходимые приготовления. В обширном внутреннем дворе царского дворца был зажжен священный огонь. Вокруг арены жертвоприношения, которую заполнили брахманы, распевавшие гимны, выстроили рядами вымпелы с эмблемами богов. Из коралла и золота был сооружен великолепный алтарь, усыпанный сверкающими самоцветами. Повсюду были развешаны благоухающие гирлянды, а сладостный запах дорогих благовоний волнами растекался по двору.

Царь, его родственники и друзья заняли места на площадке рядом с большим озером, где цвели прекрасные лотосы. Граждане всех сословий собрались вокруг, чтобы увидеть обряд: там были брахманы, прикрывавшие голову простыми кусками ткани, богатые купцы, защищавшие себя от яркого солнца разноцветными зонтиками, а также шудры, надевшие самые яркие свои наряды. Но вот взоры собравшихся обратились к пятерым братьям, облаченным в шелковые одежды и украшенным сияющими золотыми серьгами. Они вступили на площадку, словно могучие быки, входящие в свой загон. Впереди них шел Дхаумья.

Навигация:

Страница 54
Страница 53
-- Страница 52 --
Страница 51
Страница 50