Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 40 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 40

доме брахмана. Со времени последней их встречи с мудрецом прошло уже много месяцев. Они ожидали его возвращения со дня на день, собирая подаяние и изучая ведические писания.

Как-то раз в дом брахмана заглянул странствующий аскет. Хозяева сразу предложили ему погостить у них несколько дней, и тот согласился. Брахман и его семейство должным образом почтили гостя и предложили ему угощение. Поев, аскет стал рассказывать о своих странствиях. Пандавы, присоединившись к семье брахмана, слушали его рассказ. Так узнали они о великолепной сваямваре, которую собирался провести в Кампилье царь Друпада для своей дочери, Драупади. По словам аскета, эта царевна не родилась от женщины, но вместе со своим братом Дхриштадьюмной появилась на свет из жертвенного огня.

Озадаченные Пандавы обратились к гостю с вопросом:

— Пожалуйста, поведай нам, как случилось, что Драупади и ее брат появились из пламени — разве такое возможно? Расскажи нам обо всем без утайки.

Сначала аскет поведал им историю Дроны. Как-то раз мудрец Бхарадваджа встретил Гхритачи, апсару божественной красоты, и при виде ее излил свое жизненное семя. Собрав его в горшок, он сохранил это семя, и из него впоследствии появился на свет Дрона. В детстве Дрона дружил с Друпадой, проходившим обучение у Бхарадваджи и жившим в его хижине.

Шло время, и Друпада, закончив обучение, покинул жилище отшельника. Вскоре Дрона узнал, что непобедимый брахман-воин Парашурама отрекается от мира и, собираясь переселиться в лес, раздает свое имущество. Явился к нему тогда Дрона и попросил пожертвования. Парашурама ответил ему:

— В свое время я завоевал всю землю, отняв ее у касты правителей, сейчас же у меня не осталось никакого богатства. Я все раздал брахманам. У меня остались лишь мое тело и мое оружие. Что ты предпочтешь из этих двух, о брахман?

Дрона попросил у Парашурамы его небесное оружие, а также науку управления им. Риши даровал Дроне оружие, и тот отправился к своему старому другу Друпаде, который в то время был уже царем Панчалы.

Пандавы выслушали рассказ аскета о том, что они уже знали со слов самого Дроны: о жестокой обиде, которую Друпада нанес бывшему другу. Не догадываясь, что перед ним сидят сами Пандавы, аскет поведал им о том, как впоследствии Друпада потерпел поражение от Пандавов, которыми руководил Дрона.

Униженный Дроной и потерявший половину царства, Друпада не мог думать ни о чем, кроме мести. Он понимал, что не сможет победить Дрону в сражении и потому отправился в лес, надеясь отыскать там могущественного брахмана. Ему было ведомо, что только духовная сила брахмана может противостоять могуществу Дроны.

Некоторое время спустя Друпада повстречал двух братьев-брахманов — это были Яджа и Упаяджа, потомки Кашьяпы, великого сына Брахмы. В течение какого-то времени царь поклонялся и служил двум брахманам, а потом попросил их о помощи. Сначала он обратился к младшему брату, Упаядже, зная, что он более могуществен. Друпада попросил его провести жертвоприношение, которое даровало бы ему сына, способного убить Дрону. Царь предложил брахману десять тысяч коров в качестве вознаграждения, но тот отказался:

— Я не буду делать то, что направлено на достижение материальной цели — будь то для себя или для кого-то другого.

Разочарованный Друпада продолжал служить Упаядже в надежде на то, что тот смягчится. Наконец, по прошествии года, брахман сжалился над ним и сказал:

— Однажды мне довелось видеть, как мой старший брат поднял с земли плод и съел его, не задумавшись о том, чистый он или нет. Когда мы еще детьми проходили обучение в доме нашего гуру, я не раз видел, как он доедал пищу, оставшуюся после других. Кто не заботится о чистоте в чем-то одном, тот не будет заботиться о ней и в остальном. Поэтому ты можешь обратиться к нему — он наверняка совершит для тебя это жертвоприношение.

Брахман оказался прав, и Яджа согласился на предложение Друпады, но, понимая, насколько сложной была задача, поставленная царем, попросил младшего брата помочь ему. Упаяджа, не имея личного желания совершать жертвоприношение для Друпады, все же не мог отказать старшему брату. И вот оба брахмана отправились в Кампилью с целью ублажить жертвами богов во главе с Господом Вишну, чтобы они даровали Друпаде сына, способного убить Дрону.

Когда жертвоприношение началось, царь вновь обратился к Ядже. Помня о том, как Арджуна победил его в битве, царь спросил жреца:

— Не могу ли я обрести вместе с сыном также и прекрасную дочь, которую я смог бы отдать в жены Арджуне?

Друпада рассудил, что, если Арджуна станет его зятем, ему больше не о чем будет мечтать. Яджа ответил:

— Да будет так, — и обрадованный Друпада занял вместе с царицей свое место у жертвенного огня.

Когда церемония приближалась к завершению, Яджа подозвал жену Друпады:

— Поторопись, о царица. Сын и дочь уже здесь и ждут тебя.

Царица ответила:

— О брахман, я не чиста, во рту у меня шафран, а тело облито благовонным маслом. Я еще не готова принять жертвенное ги.

Яджа возразил:

— Готова ты или нет, но плод этого жертвоприношения, приготовленный мной и освященный Упаяджей, уже созрел.

Яджа вылил жертвенное подношение в огонь. В ту же секунду

Навигация:

Страница 42
Страница 41
-- Страница 40 --
Страница 39
Страница 38