и, прижав ребенка к груди, скрылась в реке.
Опечаленный Шантану вернулся в свою столицу, Хастинапур. Он продолжал править, и подданные любили его, справедливого и сострадательного царя. Слава о его праведности росла день ото дня. Говорили, что, стоило ему положить на кого-нибудь руку, и тот сразу же избавлялся от всех болей и тревог.
Минуло несколько лет. Однажды царь охотился неподалеку от реки Ганги. Он гнал оленя вдоль берега и вдруг заметил, что река, прежде глубокая и полноводная, превратилась в мелкий ручей. Гадая о причине произошедшего, царь отправился к верховью. Там он увидел божественного юношу, подобного самому Индре. Дружелюбный с виду юноша держал огромный лук. «Верно, он построил запруду из стрел и преградил реке путь, — догадался Шантану. — Но как велико искусство этого героя!» Пораженный, царь смотрел на юношу, пытаясь понять, кто он такой. Тут незнакомец неожиданно исчез, и Шантану осенило: «Это же мой сын!»
Царь обратился к реке:
— О Ганга, яви мне моего сына!
Тогда богиня вышла из воды, ведя юношу за руку.
— Это наш восьмой сын. О великий царь, я отдаю тебе его. Я вырастила сына с любовью. Его учителями были возвышенные мудрецы: Васиштха, Шукра, Парашурама, — благодаря им наш сын в совершенстве познал Веды и военное дело.
Сказав такие слова, Ганга исчезла, а царь привез юношу в город, где тот вскоре прославился под именем Бхишма.
Вопросы, которые Дхарма задавал Юдхиштхире
Эти вопросы и ответы не включены в основной текст:
— Что делает человека ученым? Как можно возвыситься? Что является вторым «я» человека и как он обретает мудрость?
— Человек становится ученым благодаря постижению Вед, а возвышается он благодаря аскезам. Второе «я» — это разум, а мудрость дает служение старшим.
— В чем божественная особенность брахманов? Какая благочестивая деятельность уподобляет их праведникам? Какова человеческая особенность брахманов и какие поступки уподобляют их грешникам?
— Божественная особенность брахманов — изучение Вед. Аскетизм уподобляет их праведникам. Человеческая особенность брахманов — смерть, а клевета из их уст есть грех.
— В чем божественная особенность кшатриев? Что для них благочестие, а что грех? И что для них земная неудача?
— Стрелы и оружие — вот их божественная особенность, жертвоприношение — их благочестие, а пренебрежение теми, кто в беде, — грех для кшатрия. Страх — это их земная неудача.
— В чем заключается «Сама» жертвоприношения, в чем — «Яджур» жертвоприношения, и без чего оно не состоится?
— Жизнь есть жертвенная Сама, ум — Яджур, а Риг — то, без чего оно не состоится.
(Юдхиштхира понял, что под жертвоприношением Дхарма подразумевал духовное жертвоприношение ради обретения чистого знания. Обычно в жертвоприношениях, наряду с огнем и мантрами, нужны три Веды: «Сама», «Яджур» и «Риг». А в духовных жертвоприношениях такое же значение имеют истинное знание, жизнь и ум. Духовное жертвоприношение, кроме того, основано на молитвах «Риг-веды».)
Якша продолжал:
— Что самое ценное для землепашца, для сеятеля, для стремящегося к процветанию и для тех, кто приносит плоды?
— Самое ценное для землепашца — дождь, для сеятеля — семена, для тех, кто стремится к процветанию, — корова, а для тех, кто приносит плоды, — сын.
— Кого считают мертвым, хоть он и дышит, наслаждается, наделен разумом и уважаем в мире?
— Тот считается мертвым, хотя и дышит, кто не удовлетворяет богов, гостей, слуг, предков и свое «я», поднося им освященную пищу.
— Что тяжелее земли? Что выше неба? Что быстрее ветра? И чего больше, чем травы?
— Тяжелее земли — мать, выше неба — отец, быстрее ветра — ум, и мыслей всегда больше, чем травы.
(Юдхиштхира понял, что, служа матери, человек обретет землю, а служа отцу — достигнет небес.)
Якша продолжал:
— Кто не закрывает глаза, когда спит? Что не двигается после рождения? У кого нет сердца и что поднимается благодаря собственной силе?
— Рыба не закрывает глаза, когда спит. Яйца не двигаются после рождения. У камня нет сердца, а поднимается благодаря собственной силе река.
— Кто друг изгнаннику, семейному человеку, больному и умирающему?
— Друг изгнаннику — его спутник, семейному человеку — жена, больному — врач, а умирающему — раздача милостыни.
— Кто гость всех существ? В чем суть вечной религии? О царь царей, что есть нектар, дающий жизнь, и что пронизывает все мироздание?
— Агни — гость всех существ. Молоко от коровы — нектар, дающий жизнь. Вечная религия — это возлияние топленого масла в огонь жертвоприношения Господу, а пронизывает все мироздание воздух.
— Что путешествует в одиночку? Что рождается снова после своего рождения? Каково средство против холода и что является самым большим полем?
— В одиночку путешествует солнце. Снова и снова рождается луна. Средство против холода — Агни, а самое большое поле — земля.
— Что высшее прибежище благочестия? Что высшее прибежище славы, небес и счастья?
— Высшее прибежище благочестия — терпимость. Высшее прибежище славы — благотворительность. Высшее прибежище небес — правдивость, а высшее прибежище счастья — добродетельность.
— Что есть душа человека? Какого друга посылает ему судьба? Что есть главная опора человека и утешение?
— Душа человека — его сын; друг, данный судьбой, — это жена, главная опора — облака, а утешение