Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 231 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 231

своему глупому сыну, он избрал путь лжи и обмана. Он не хочет выделить нам даже пяти деревень. Он потерял всякий стыд и думает, что в его руках весь мир. Из-за его жадности мы оказались в нищете и не можем выполнять свой кшатрийский долг. Бедность мешает нам обрести благочестие. Предаваться подвижничеству и просить подаяние не подобает кшатрию, о Кришна. Наша обязанность править людьми, а также увеличивать казну, чтобы жертвовать брахманам и помогать нуждающимся. Что может быть ужаснее для богатого человека, чем потерять все свое имущество? Такая жизнь не лучше смерти.

Юдхиштхира повернулся к братьям, смотревшим на него в молчаливом согласии. По его просьбе они готовы были удовольствоваться всего пятью деревнями, но Дхритараштра предпочел, чтобы они стали нищими попрошайками. Решение старого монарха было возмутительным. Для могучего кшатрия просить милостыню просто немыслимо. Даже то, что им приходилось требовать возвращения их же законного царства, было для Пандавов тягостно и унизительно.

— Отвоевывать царство ценой жизни родственников — это, конечно, грех, — продолжал Юдхиштхира, — хотя я не вижу другого пути. Кшатрий обязан сражаться, когда настанет час, — в этом состоит его нелегкий долг, но война — это всеобщее бедствие. Даже если мы победим, нам придется пережить муки раскаяния и боль от потери родственников и друзей. А если потерпим поражение, то это будет означать нашу собственную гибель. Но все равно — для нас жизнь без царства хуже смерти. Поэтому я и прошу Дхритараштру вернуть подобру-поздорову то, что и так по праву принадлежит нам. Если он этого не сделает, то придется сражаться — с нашей стороны это будет праведная война, несмотря на беды, которые она с собой принесет.

Юдхиштхире вовсе не хотелось воевать со старшими. Согласно священным писаниям, старшим всегда следует уступать в споре. Юдхиштхира попросил Кришну рассеять его сомнения:

— Что Ты думаешь об этом, Кешава? Укажи мне стезю добродетели. Должны ли мы сражаться с Дхритараштрой и его союзниками? Я сомневаюсь, что с ним можно будет договориться о мире: слишком уж он привязан к своим сыновьям. Как бы почтительно мы ни вели себя с ним, он просто посмеется над нашей просьбой.

— О Дхармараджа, не тебе выбирать, сражаться вам или не сражаться. Этот выбор предстоит сделать Дхритараштре. Ради вас обоих Я отправлюсь к нему и попытаюсь договориться о мире. Если Мне это удастся, значит, Я совершу хоть один благочестивый поступок в Своей жизни, а воины Куру и Пандавов будут спасены из смертельной западни.

У Юдхиштхиры все же оставались некоторые сомнения:

— Я бы предпочел, чтобы Ты остался и не ездил в Хастинапур, о Кришна. Даже если Ты будешь говорить с Дурьйодханой как друг, он Тебя не послушает. Я даже уверен, что он захочет как-нибудь Тебя обидеть или причинить зло. Какой тогда прок в этих попытках, если Ты подвергнешь Себя опасности?

Кришна рассмеялся в ответ:

— Порочный нрав Дурьйодханы Мне хорошо известен, но, если Я поеду туда и попытаюсь склонить Куру к мирному соглашению, тогда никто не сможет нас обвинить в том, что мы не сделали всего возможного, чтобы избежать войны. За Меня ты не бойся. Когда Я разгневан, со Мной не справится не только Дурьйодхана, но и все правители земли вместе с их несметными ратями. Если Кауравы оскорбят Меня, несмотря на то что Я радею об их же благе, Я Сам предам их смерти.

— Как Тебе будет угодно, о Кришна, — согласился наконец Юдхиштхира. — Будем надеяться, что Твоя поездка в Хастинапур будет удачной и Ты вернешься здоровый и невредимый, выполнив все, что задумал. Для меня Ты такой же дорогой друг, как и для Арджуны. Я целиком полагаюсь на Тебя, и потому мне не о чем беспокоиться. Пожалуйста, постарайся договориться с Дурьйодханой о мире, даже если это будет означать, что нам придется пожертвовать добродетелью. Я согласен уступить ему часть своих владений и даже сыграть еще раз в кости, только чтобы предотвратить войну.

Юдхиштхира был уверен, что, доведись ему опять бросать кости, на этот раз он не проиграет — ведь теперь, благодаря урокам Вришапарвы, ему были известны многие секреты этой игры. Кроме того, Юдхиштхира подтвердил свою готовность ограничить требования Пандавов всего лишь пятью деревнями. Он согласен был пойти на любую уступку, только бы не допустить гибели родственников и учителей, и даже начал подумывать, не отказаться ли ему вовсе от своих требований. Пусть Кауравы властвуют над его царством, а он вместе с братьями будет жить в какой-нибудь дружественной стране. Кришна и Друпада наверняка будут рады выделить им немного земли, на которой они смогут выполнять свой кшатрийский долг.

Кришне, однако, слова Юдхиштхиры пришлись не по душе. С суровым выражением лица Он проговорил:

— Мне хорошо известны и твои намерения, и Дурьйодханы. Я знаю, что ты хочешь мира любой ценой, но кшатрию не подобает уклоняться от праведной битвы. Сам Творец установил для кшатриев правило: победа или смерть. Им не подобает добывать себе пропитание, прося милостыню или собирая лесные ягоды и коренья. Когда пробьет час, кшатрий должен показать свою