Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 219 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 219

чувствами и не подчиняется их требованиям, избегает страданий. Для него, обуздавшего ум и чувства, смерть не страшнее соломенного тигра. Поэтому тебе следует избавиться от чувственных желаний и углублять знание о вечной душе, которая существует отдельно от чувств и отлична от тела.

Дхритараштра спросил:

— В какие сферы попадают люди, владеющие чувствами? Как они действуют в этом мире? О мудрец, я еще не насытился твоими речами и желаю слушать еще.

Сидя перед царем на золотом сиденье, скрестив ноги и вытянув перед собой руки с соединенными в кольцо большим и указательным пальцами, Санат-Суджата продолжал:

— О царь, нужно совершать жертвоприношения и предаваться подвижничеству ради удовольствия Верховной Личности. Благодаря этому в конце жизни ты перенесешься в высшую и вечную обитель, из которой уже не будет возврата. Человек должен продвигаться, шаг за шагом, по пути знания, не считать себя материальным телом, но все свои усилия направлять на духовное развитие.

Дхритараштра невольно поежился. За свою долгую жизнь ему не раз доводилось выслушивать подобные истины. Конечно, мудрец прав, тогда как он сам почти никогда не следовал этим наставлениям. Но что хуже всего, Дхритараштра знал, что вряд ли сможет измениться. Ему, без сомнения, придется предаваться суровой аскезе и приносить многочисленные искупительные жертвы, чтобы освободиться от грехов. Быть может, тогда он наконец и последует советам мудреца. Но сейчас, похоже, сама судьба толкает его на путь, противный добродетели. Так, побежденный собственным бессилием, Дхритараштра задавал риши всё новые вопросы.

Санат-Суджата знал, о чем думает царь, но, тем не менее, продолжал наставлять его, надеясь, что когда-нибудь тот все же извлечет пользу из услышанного. Никто не может решить за Дхритараштру, каким путем ему идти, — выбор остается за ним. Мудрец понимал: лучшее, что он может сделать для царя, — это хорошенько объяснить, к чему приведет тот или иной избранный им путь.

Санат-Суджата стал рассказывать о том, как Сверхдуша пронизывает Собой вселенную и пребывает в сердцах всех существ, и Дхритараштра внимательно слушал его. Затем царь спросил:

— Как постичь Сверхдушу?

— Всевышнего, или Брахман, может постичь лишь тот, кто приобрел соответствующие Брахману духовные качества. Эти качества достигаются путем служения духовному учителю, изучения Вед, соблюдением безбрачия, подвижничеством и воздержанием от насилия по отношению к другим. Выполняя эти условия, человек постепенно выходит из-под влияния материальной природы и утверждается в своей изначальной духовной сущности. После этого, посредством медитации, человек может постичь Бога.

Рассказ о Сверхдуше увлек Дхритараштру.

— В какой же форме бессмертная и вездесущая Сверхдуша пребывает в этом мире? Какого Она цвета — белого, красного, черного или иного цвета? Каковы Ее качества и особенности?

— Она может являться в любом цвете, но ты не в состоянии представить Ее себе, ибо Она находится за пределами чувственного опыта. Сверхдуша представляет собой совокупную форму космического творения и в то же время находится в сердце, и Ее образ — размером с большой палец. Все покоится во Всевышнем и погружается в Него во время гибели вселенной. Он свободен от двойственности, но при этом из Него исходит бесконечное многообразие мира. Его руки и ноги повсюду, и, тем не менее, Он неподвижен. Он все видит и все знает — ничто не сокрыто от Верховного Существа.

Вернувшись к вопросу Дхритараштры о том, как постичь Сверхдушу, мудрец рассказал ему о поступках, возвышающих человека до духовного уровня. Затем он описал природу Брахмана и то состояние, в котором пребывает человек, осознавший эту природу. Так продолжалась беседа между царем и риши, пока лучи восходящего солнца не озарили царские покои. Увидев, что наступил рассвет, Санат-Суджата завершил беседу и поднялся. Видура прикоснулся к его стопам и, вместе с Дхритараштрой, поблагодарил за мудрые наставления. Вслед за тем Санат-Суджата исчез, оставив обоих мужей погруженными в думы о наступающем дне и событиях, которые ожидали их в собрании.

ГЛАВА СОРОК ЧЕТВЕРТАЯ

Смятение в стане Кауравов

В тот день Дурьйодхана проснулся рано. Он знал, что Санджая вернулся и собирается огласить послание Юдхиштхиры на предстоящем собрании во дворце. Совершив утреннее омовение, царевич выслушал почтительные приветствия придворных брахманов и восхваления поэтов, а затем встретился с Шакуни и Карной. Дурьйодхана сказал им, что решительно настроен не отдавать Пандавам царство, а они слушали его и согласно кивали. Друзья посоветовали царевичу твердо стоять на своем, и тогда старый Дхритараштра, связанный узами отцовской любви, не сможет заставить его вернуть Индрапрастху Пандавам. Нужно просто сохранять твердость. Трое друзей беседовали по дороге во дворец собраний, который сиял перед ними в лучах утреннего солнца, словно гора Химават.

Дхритараштра вошел в дворцовый зал во главе остальных царей и князей, величественно ступая по мраморным плитам, окропленным душистой водой и усыпанным цветочными лепестками. Видура подвел царя к трону, а следом за ним и другие кшатрии заняли свои места. Для каждого из них стояло в зале кресло из слоновой кости и драгоценной древесины, инкрустированное золотом и самоцветами. Рассаживаясь на шелковых подушках, цари оглядывали собрание, желая узнать, кто пришел. Ближе всех к Дхритараштре расположились Видура, Бхишма, Дрона, Крипа, Шалья, Критаварма, Джаядратха, Бахлика, Сомадатта, Ашваттхама, а также Дурьйодхана и сто его братьев. От