Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 217 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 217

мы не поймем этой истины. Заботясь лишь о собственном благополучии, мы не снищем ничего, кроме горя. И виноват в наших бедах ты, о государь! Ты забыл законы Бога, ты нарушил их! Если ты не исправишь положение, не отменишь своих решений, то на тебя ляжет ответственность за гибель огромного количества людей. Арджуна уничтожит Куру, подобно тому, как пламя уничтожает стог соломы. Ты покорствуешь своему упрямому и своевольному сыну, который внушил тебе, что успех будет на его стороне. Именно из-за этого ты не остановил ту роковую игру в кости. Посмотри же, к чему привело это безумие. О царь, из-за малодушия ты не сможешь удержать в своих руках власть над этими обширными владениями, как глупец не способен удержать неожиданно полученное богатство.

Было уже поздно, а Санджая устал после долгого пути. Он попросил у Дхритараштры позволения пойти спать, обещав явиться утром в царское собрание и огласить для всех послание Юдхиштхиры. Царь поблагодарил своего верного слугу и отпустил с добрыми словами. Он понимал, что Санджая, несмотря на резкий тон, остается верен ему душой и телом и радеет лишь о его благе.

Санджая ушел, и Дхритараштра остался один. Он сидел, погруженный в тяжкие раздумья. Все теперь зависело от него. Конечно, Индрапрастху надо вернуть Юдхиштхире, да вот только Дурьйодхана никогда на это не согласится — разве его заставишь? Прошло уже почти двадцать лет с тех пор, как Дхритараштра взошел на трон. Он был теперь владыкой всей земли, вернее, они — он и Дурьйодхана, его полномочный представитель. Если же Юдхиштхира получит царство назад, то их власти придет конец. Лучезарные Пандавы очень скоро утвердят свое превосходство над двоюродными братьями. Он и Дурьйодхана окажутся в тени. Дрожь волной пробежала по телу царя. После того как он испытал вкус неограниченной власти, лишиться ее было бы для него хуже смерти.

Наступила ночь, но Дхритараштра решил, что должен немедленно встретиться с Видурой. Никто другой не сможет дать ему столь же беспристрастный и разумный совет. Дхритараштра велел слугам передать Видуре его просьбу, и через несколько минут тот уже входил в царские покои:

— О мудрейший, это я, Видура. Я пришел на твой зов и жду указаний. Приказывай, я твой слуга.

Царь сердечно приветствовал брата и усадил рядом с собой. Помедлив немного, он заговорил, и голос его был тосклив и мрачен:

— О Видура, здесь только что был Санджая. Он сурово осуждал и бранил меня. К тому же он так и не передал мне слова Юдхиштхиры, и теперь меня гложет беспокойство. Все тело мое горит, и сон не идет ко мне. Скажи, что мне делать, как избавиться от этой муки?

Видура, все еще пребывая в настроении молитвы и медитации, которым он предавался в то время, когда его позвали к царю, отвечал:

— Бессонница тревожит тех, кого преследует более сильный противник, тех, кто слаб, кто не смог достичь желанной цели, кто подвергся ограблению, кто охвачен страстью, а также воров. О царь, надеюсь, что ты не относишься ни к одному из этих разрядов людей и тебя не влечет чужое богатство.

Видура хорошо знал, в каком тяжелом положении находился царь. Сколько раз уже они говорили об этом. И каждый раз Видура давал один и тот же совет, и каждый раз Дхритараштра не слушал его. Многократно предупреждал Видура царя о неизбежных последствиях его преступных деяний, — последствиях, которые уже дают себя знать. Очевидно, что теперь Дхритараштра стал наконец понимать степень своей вины.

Царь повернул голову к Видуре и тихо попросил:

— Скажи мне свои мудрые слова, дорогой брат. Скажи мне такие слова, которые напомнят мне о религиозном долге и в то же время помогут сохранить благополучие.

Любовь Видуры к брату никогда не ослабевала, он всегда желал ему добра, как бы неблагоразумно тот себя ни вел. Он терпеливо продолжал давать Дхритараштре добрые советы и молился о том, чтобы в один прекрасный день тот наконец одумался. Может быть, сейчас надвинувшаяся беда заставит царя внимательнее прислушаться к его словам. С надеждой посмотрев на брата, Видура сказал:

— Юдхиштхира — великий царь, украшенный всеми благоприятными знаками. Он достоин того, чтобы править миром. Тебе следовало бы приблизить его к себе, а ты изгнал его. За эту слепоту ты будешь жестоко наказан, о царь, хотя тебе и известно, что такое добродетель. Но Юдхиштхира — покладистый, добрый, великодушный и приверженный истине — продолжает почитать тебя как старшего и терпеливо сносит все тяготы, в которые ты его поверг. Теперь, после того как ты передал императорскую власть заклятому ненавистнику Юдхиштхиры — Дурьйодхане, как можешь ты надеяться на мир и благополучие?

Видура получил в жизни немало наставлений от мудрецов, он пользовался любой возможностью обратиться к ним за советом. И сейчас, вспоминая слова святых людей, он постепенно смягчился и продолжал поучать внимательно слушавшего Дхритараштру уже более спокойным тоном:

— Сказано, что мудрый человек всегда остается верен долгу. Он постоянно сосредоточен на высших целях и не поддается влиянию гнева, восторга, гордости, похоти и невежества. Тяга к святым людям, отречение от недостойных, преданность и