Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 214 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 214

подаяние. Творец выделил нам другую долю: мы живем за счет того, что утверждаем свою власть над странами и защищаем подданных. Я не приму даже всю землю и само небесное царство, если для этого нужно будет пренебречь своим долгом.

Вот перед нами Кришна. Он обладает знанием Вед во всей его полноте, и мудрость Его безгранична. Давайте же послушаем Кришну — пусть Он скажет, как следует поступить в нашем случае. Я всегда готов следовать Его приказу и никогда не пренебрегу Его советом. Кешава — наш друг и благожелатель, так давайте выслушаем Его мнение и решим, что делать.

С этими словами Юдхиштхира сел на свое место. Когда поднялся Кришна, в зале сразу стало светлее от исходящего от Него волшебного света. Сияющие желтые шелка и золотые украшения оттеняли красоту Его темного тела, напоминавшего своим цветом осеннюю тучу. Обратив на Санджаю взор Своих похожих на лепестки лотоса глаз, Кришна молвил:

— О Санджая, Я желаю счастья и благополучия и Пандавам, и Кауравам. Я хочу мира, и потому рад был услышать, что Дхритараштра желает того же. Юдхиштхира уже доказал свою небывалую приверженность миру: все эти годы он терпеливо сносил оскорбления и враждебные выпады со стороны Куру.

Зачем бы ему сейчас идти на обострение вражды с двоюродными братьями? Мы оба знаем, Санджая, какова природа добра и зла. Почему же ты обвиняешь теперь сына Панду — того, кто всю свою жизнь исполнял обязанности кшатрия в точности так, как они с незапамятных времен заповеданы священными писаниями?

Если уж говорить об обязанностях, то мнения брахманов на этот счет расходятся. Одни говорят, что человек достигает совершенства, отрекаясь от своих обязанностей, тогда как другие утверждают, что от исполнения обязанностей ни в коем случае нельзя отказываться, но следует выполнять их без привязанности к плодам. Я лично согласен со второй точкой зрения, о Санджая. Людям приходится выполнять свои обязанности хотя бы для того, чтобы поддержать свое существование. Знание без труда никому не приносит блага.

Продолжая говорить, Кришна поднял сверкающую драгоценностями руку.

— Посмотри, как, благодаря славным трудам своим, сияют боги в небесах; как трудится ветер; как неутомимо трудится солнце, творя дни и ночи. Богиня Земля неустанно несет свою ношу, и, не зная покоя, текут реки, питающие водами все живое. Индра достиг возвышенного положения, лишь отрекшись от наслаждений и чувственных радостей. То же можно сказать обо всех главных богах. Тебе это известно, о сута, — так почему ты пытаешься оправдать Кауравов и в то же время призываешь Пандавов отказаться от их священных обязанностей? Ты мудр и знаешь истину. Ответь же на вопрос: в чем состоит долг царя — в том, чтобы сражаться или в том, чтобы избегать сражения? Несомненно, тебе ведомо, что Творец наделил царей властью карать злодеев и грешников, а если потребуется — то и лишать их жизни. Дхритараштра ограбил Юдхиштхиру, забрав себе его владения. Независимо от того, крадет ли человек тайно или открыто, кража считается грехом. Неужто Дурьйодхана и его приспешники не заслужили наказания за совершенный ими грех? Разве Юдхиштхира не прав в том, что он требует вернуть украденное у него имущество, даже если для этого потребуется убить грабителей?

Кришна повернулся в сторону Юдхиштхиры и его братьев, которые сидели рядом с ним, словно стая могучих львов. Взоры присутствующих царей также обратились на них, а Кришна тем временем продолжал:

— Юдхиштхира желает мира — это очевидно; но если ему не вернут его царство, то, как я полагаю, долгом Пандава будет объявить своим обидчикам войну. И каждый, кто погибнет в этой священной войне, удостоится славной участи, выпадающей лишь праведникам. Будет лучше, если Юдхиштхира вернется в свои родовые владения, вместо того чтобы править чужим царством. Теперь, Санджая, ты можешь отправляться назад, в Хастинапур. Изложи эти древние законы Дхритараштре и его сыновьям, а также всем съехавшимся туда царям и князьям.

Кришна замолчал и оглядел собрание. Все собравшиеся сидели не шевелясь, захваченные Его убедительной и вместе с тем учтивой речью. Даже Санджая молча кивал головой, выражая согласие.

— Дорогой Санджая, — продолжил Кришна, — позволь Мне также напомнить тебе, что тот грех, о котором мы говорим, Куру совершили в своем собственном зале собраний. Они все, в том числе и Бхишма, молча взирали на то, как целомудренная Драупади рыдала в руках Духшасаны — этого раба похоти, который жестоко оскорбил ее, выставив на позор перед многочисленными старшими родственниками. Если бы Дхритараштра остановил тогда своих сыновей, он поступил бы справедливо, и я был бы им доволен. Но он не сказал ни слова, да и никто из Куру не осадил негодяев. Никто, не считая Видуры и еще одного благородного кшатрия. Все остальные цари тоже безмолствовали, и ты, Санджая, тоже не проронил ни слова. А теперь ты учишь Юдхиштхиру благочестию.

Кришна продолжал вспоминать события того злополучного дня, и глаза Его засверкали:

— А потом Карна сказал Драупади жестокие и резкие слова, пронзившие ей сердце. «Теперь ты рабыня Кауравов, — сказал этот глупец. — Твои мужья уже не мужья тебе. Выбери себе другого мужчину».