Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 213 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 213

послушался советов Видуры, направленных исключительно на благо Куру? Дурьйодхана стремится укрепить свою власть, отобрав ее у других. Он завистлив, гневлив, высокомерен, злобен и полон низменных желаний. Дхритараштра знает, что его сын совершил преступление, но, тем не менее, продолжает потакать ему во всем, жертвуя и добродетелью, и собственным счастьем. Дурьйодхане не удержать полученного обманом богатства, как бы он ни хотел продлить свое благополучие. И Дхритараштра, и его сын по-прежнему рассчитывают единовластно править миром, и пока ничто не указывает на то, что их отношение когда-либо изменится, о Санджая. Они считают, что все наше достояние, которое они себе присвоили, принадлежит им по праву.

Юдхиштхира обвел рукой царей, сидящих в зале:

— Правителям хорошо известно, каким образом наше царство попало в руки Дурьйодханы. Он думает, что Кауравы смогут одолеть нас в битве, а его братья и неразумный Карна разделяют это мнение. Похоже, они никогда не видели Арджуну, натянувшего до предела тетиву на Гандиве; а также Бхиму, вращающего булавой, и близнецов, рубящих мечами направо и налево. Ты ведь знаешь, Санджая, какие беды нам пришлось пережить из-за козней Куру. Но я не виню их ни в чем и прощаю. Я готов жить с ними в мире и дружбе. Пусть они вернут мне Индрапрастху, а себе оставят Хастинапур. Пусть Дхритараштра отдаст нам наши законные владения.

Хотя Санджая уже передал Пандавам послание Дхритараштры, ему хотелось обратиться к Юдхиштхире и от себя лично. Он не мог понять, почему Юдхиштхира, обычно столь миролюбивый, теперь так решительно стремился к войне.

— Твоя приверженность добродетели известна всем, о владыка людей. Так почему же ты желаешь гибели Куру? Смерть может прийти к нам в любую минуту. Помня об этом, мы никогда не должны сходить с пути истины. Одна мысль о грехе может сбросить человека в ад. О Бхарата, если Куру не согласятся вернуть тебе царство, разве не лучше ты поступишь, выбрав жизнь нищего, вместо того чтобы добиваться их гибели? Ведь ты мог бы счастливо жить с Кришной и Ядавами в их царстве. Стремление к богатству — враг добродетели. Мудрые люди избегают даже мысли о богатстве. Тот, кто искоренил в себе желания и ведет простую жизнь, — такой человек, даже если он небогат, сияет как солнце, обретая вечную славу среди людей; но тот, кто стал рабом своих желаний, — даже если он завоюет весь мир, — в конце концов лишится всего, а самого себя погубит.

Санджая всегда служил Дхритараштре верой и правдой и теперь стремился выполнить поручение как можно лучше, добившись мира между Пандавами и Кауравами. Он понимал, что Кауравы не смогут победить в предстоящей войне, но и мотивы Юдхиштхиры казались ему сомнительными. Санджая изучал духовную науку под руководством риши Вьясадевы, и познания его были глубоки и обширны. Ему казалось, что Юдхиштхира позволил мирским желаниям овладеть собой и забыл о своем духовном благе.

Сохраняя почтительный тон, Санджая продолжал вопрошать Юдхиштхиру:

— О сын Притхи, ты изучил все Веды, в течение многих лет ты предавался подвижничеству. Подчинив себе ум и чувства, ты совершал священные жертвоприношения и раздавал пожертвования. Почему же сейчас ты дал волю гневу? Весь мир знает тебя как человека безупречных принципов; ты возглавлял Раджасую, наделяя дарами сотни тысяч брахманов. О царь, не дай же теперь всем твоим заслугам пропасть втуне — не соверши великого греха. Если ты не сдержишься и сотворишь зло, все твои жертвоприношения и подвижничество пойдут прахом. Прощение и снисхождение — вот что принесет благо, — а не наслаждение, полученное ценой жизни великих героев. Неужели ты сможешь быть счастливым, когда все твои родственники будут мертвы, убитые тобой и братьями? Пусть в твоих руках окажется власть над миром — все равно расплата за злые дела и награда за добрые придет к тебе. Счастье и несчастье явятся в свой срок, а затем тебя ждет старческая немощь и наконец смерть. О герой, сознавая это, ты должен отказаться от сражения. А если твои советники будут призывать тебя к войне, отвергни их. Да не сойдешь ты никогда с пути, ведущего в миры богов и еще выше.

Закончив речь, Санджая сел, и в зале наступило молчание: Юдхиштхира обдумывал свой ответ. Из окружавших дворец садов доносилось нежное журчание многочисленных фонтанов. Вдалеке слышался перезвон храмовых колоколов, возвещавший о начале службы. Курящиеся благовония наполняли зал густым ароматом. Цари ждали, что скажет Юдхиштхира.

Наконец Пандав прервал молчание:

— Да, я согласен с тобой. Человек ни в коем случае не должен отклоняться от добродетели. Однако, прежде чем обвинять меня, тебе следовало бы сначала удостовериться, по какому пути я иду: по пути порока или по пути добродетели. Иногда добродетель можно принять за порок, а порок — за добродетель, и потому различие между ними можно провести лишь после серьезных размышлений и разбора. Каждый человек должен выполнять обязанности, предписанные ему в соответствии с его положением в обществе. Брахманам позволяется просить милостыню на поддержание своего существования, но кшатрии не имеют права этого делать. Даже в пору нужды цари и правители не могут принимать