Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 173 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 173

и крепка она телом и искусна во всех делах, но нелегко ей будет опуститься до положения простой служанки и выполнять приказания тех, кто ниже ее. Кроме того, живя в Вирате, она может стать жертвой похотливых мужчин, которые будут думать, что у нее нет защитника.

— Я согласен с тобой, — сказал Юдхиштхира. — Поскольку ты добродетельна и целомудренна, о царица, грех не коснется тебя. В Вирате ты должна будешь вести себя так, чтобы не привлечь внимания безнравственных мужчин.

Так, в тайне от других своих спутников, Пандавы обсуждали планы на последний год ссылки. Они не хотели, чтобы даже друзья и слуги знали об их новом месте пребывания. Наконец, договорившись о том, кто какую роль будет играть, они вернулись в свой лесной лагерь, и Юдхиштхира обратился к Дхаумье:

— О ученый брахман, надеюсь, ты не будешь против моего предложения: ступай, пожалуйста, в столицу Друпады и живи там с миром, поддерживая огонь нашей агнихотры.

Слугам, которых возглавлял Индрасена, Юдхиштхира велел отправляться в Двараку и жить там вместе с Ядавами.

— По прибытии туда говорите всем, что Пандавы оставили вас в Двайтаване, а сами ушли в неизвестном направлении и ничего не сказали о своих намерениях.

Дхаумья стал готовить Пандавов в дорогу. Он разжег священный огонь, предложил богам дары и благословил братьев: «Да пребудет с вами удача и да обретете вы победу». Пандавы и Драупади обошли вокруг священного огня, предложили поклоны брахманам и, бросив прощальный взгляд на свою лесную обитель, двинулись в путь.

Исхудавшие, с длинными бородами, отросшими за время их жизни в лесу, облаченные в оленьи шкуры и с оружием на плечах, шли братья вперед, словно пятеро могущественных риши. Шли они в ту сторону, где течет река Калинди. На пути своем миновали они многие страны; иногда ночь заставала их в безлюдной местности, а иногда они останавливались в городах и селах, выдавая себя за охотников.

Бхима нес Драупади на плечах, и путники быстро продвигались к своей цели. Много дней и ночей провели они в пути и наконец достигли границ обширной страны матсьев. Широкие и ровные дороги вели через леса и поля к столице.

Когда Пандавы подошли к окрестностям города, Юдхиштхира усадил их на придорожной поляне и обратился с такой речью:

— О лучшие из мужей, все вы сведущи в искусстве дипломатии и политики, но один совет я вам все же дам. В присутствии Вираты будьте неизменно осторожны и осмотрительны. Царей следует всегда остерегаться, как остерегаются ядовитых змей. Защитники и хранители всех существ, цари — это боги в человеческом облике, подобные огненным столпам, могущим опалить каждого своим грозным оружием. В присутствии царя следует всегда вести себя с величайшей осторожностью. Один неверный шаг — и царь предаст виновного смерти. Это случалось не раз и пренебрегать этой опасностью нельзя.

Юдхиштхира дал братьям подробные указания о том, как вести себя с царями. Он не хотел, чтобы теперь, когда они так близки к окончанию своего обета, кто-нибудь из них допустил хоть какую-то ошибку. Всего один год — и ничто уже не помешает им вернуть свое законное царство.

Завершив наставления, Юдхиштхира поднялся и повел братьев к городу. По дороге он поделился с Арджуной своими сомнениями:

— Если мы вступим в Вирату с оружием, оно может выдать нас, да и люди испугаются. Твой лук Гандива известен всему миру. Стоит кому-то догадаться, кто мы такие, и придется нам снова отправляться в изгнание на тринадцать лет.

Юдхиштхира, конечно, помнил о благословении Дхармы, но не хотел рисковать понапрасну. Посоветовавшись, Пандавы решили спрятать свое оружие где-нибудь поблизости от города. Осмотрев окрестности, они остановили выбор на большом дереве шами, росшем по соседству с площадкой крематория. Место это выглядело унылым и заброшенным, было оно далеко от дороги и близко к лесу. Арджуна предложил завернуть оружие в одежды, связать в узел и подвесить на вершине дерева. Если кто и увидит этот узел на дереве рядом с крематорием, то наверняка подумает, что это труп, и не станет к нему прикасаться. Братьям понравилось это предложение, и они, сняв тетиву с луков, положили их на широкие оленьи шкуры, служившие одеждой Бхиме. Сложив туда же мечи, колчаны и стрелы, они обернули оружие шкурами, связали, а потом Накула взобрался на дерево и подвесил узел высоко в ветвях так, чтобы дожди не заливали его.

Убедившись, что оружие надежно спрятано, Пандавы направились в сторону города. Повстречав на дороге пастухов, братья рассказали им о себе: о том, как у них умерла мать и как они схоронили ее на дереве.

— Такой у нас обычай, — объяснил Юдхиштхира. — Мы подвесили тело нашей старушки-матери на вершине дерева. Да обретет она вечный покой и счастье в райском царстве.

Когда братья подошли к городским воротам, Юдхиштхира вознес молитвы богине Дурге. Обращаясь к ней как к божественной энергии Кришны, которая служит Господу, скрывая его лик от безбожников, он попросил ее защиты. Довольная молитвами Юдхиштхиры, богиня явилась перед Пандавами.

— О герои, — молвила она, — близится время великой битвы, которая принесет вам победу. Вы расправитесь с