Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 171 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 171

при этом каждый думает, что никогда не умрет. Творится в этом мире, подобном котлу, следующее: огонь под котлом — это солнце, топливо — дни и ночи, деревянный ковш — месяцы и времена года. В этом мире-котле все существа варятся во времени. А вечный путь религии можно найти лишь в сердцах великих мистиков.

Якша улыбнулся:

— Ты правильно ответил на все вопросы. Скажи теперь, кого из братьев ты хочешь видеть живым?

— О якша, пусть к жизни вернется высокий, как дерево шал, красавец с широкой грудью и длинными руками — Накула.

Удивился якша:

— Я знаю, о царь, что ты больше нуждаешься в Бхимасене, чем в Накуле. Да и Арджуна — это твоя главная опора. Почему же ты просишь меня оживить Накулу?

— Кто жертвует добродетелью, тот обречен на гибель, — отвечал Юдхиштхира, — а кто хранит добродетель, того и она, в свою очередь, убережет. Поэтому я стараюсь никогда не отступать от добродетели. Я считаю, что высшую добродетель творит тот, кто воздерживается от жестокости — такое поведение приносит благо, не сравнимое ни с какими мирскими достижениями. Поэтому я прошу тебя о Накуле. Я одинаково отношусь и к Кунти, и к Мадри. У Кунти остался один сын — это я, но у Мадри не осталось никого. Я не хочу обидеть свою вторую мать и потому прошу тебя оживить Накулу.

— Хорошо. О Пандав, поскольку ты ставишь отказ от жестокости превыше выгоды и удовлетворения желаний, то к жизни вернутся все твои братья.

Как только якша произнес эти слова, все четверо братьев поднялись с земли, словно ото сна. Они чувствовали себя хорошо отдохнувшими, и ни жажда, ни голод их больше не мучили.

Юдхиштхира спросил тогда у якша:

— Кто ты, о великий, живущий здесь в облике журавля? Скажи мне правду о себе. Может быть, ты бог? Уж не мой ли ты отец?

Догадка Юдхиштхиры оказалась верной, и якша ответил:

— Да, я твой отец, о лучший из Бхаратов. С тобой говорит Дхарма. Я пришел сюда только для того, чтобы встретиться с тобой. Слава, истина, самообладание, чистота, простота, благотворительность, скромность, твердость характера, подвижничество и целомудрие — все это мои члены. Меня можно достичь, отказавшись от жестокости, подвизаясь в беспристрастии, миролюбии, аскетизме, чистоте и смирении. Ты, дорогой сын, обладаешь всеми перечисленными достоинствами. Удача твоя велика, ибо для тебя оказалось возможным овладеть умом и чувствами и посвятить свою жизнь добродетели. Я хотел испытать тебя, и ты с честью выдержал испытание. Проси у меня награды — я с радостью исполню твои желания. Тех, кто неизменно предан мне, не должно касаться несчастье.

Юдхиштхира в почтении склонился перед отцом и сказал:

— Мое первое желание таково: пусть агнихотра брахмана, потерявшего палочки для добывания огня, не будет нарушена.

— О сын Кунти, знай, что это я обернулся оленем и унес те палочки. Я конечно же верну их тебе. Какова будет твоя следующая просьба?

Юдхиштхира глубоко задумался и потом сказал:

— Двенадцать лет нашей жизни в лесу уже подошли к концу. Тринадцатый год нам предстоит провести, оставаясь неузнанными. Сделай, пожалуйста, так, чтобы в течение этого срока ни один человек не смог нас распознать.

— Да будет так. Даже если вы будете открыто ходить повсюду, никто вас не узнает. Я позабочусь о том, чтобы вы провели этот год под чужими именами в тайне ото всех в столице Вираты. Теперь возьми палочки, что я похитил у брахмана, и проси у меня еще благословения. Я уже выполнил две твои просьбы, но этого мало. О Юдхиштхира, знай, что я породил тебя. Видура, твой друг и доброжелатель, — это тоже я, частично воплотившийся в его теле.

Дхарма вручил палочки Юдхиштхире, и тот молвил:

— О бог богов, мне достаточно уже того, что я увидел тебя. Однако, чтобы доставить тебе удовольствие, я попрошу еще об одном благословении. О повелитель, сделай так, чтобы я никогда не пал жертвой жадности, глупости и злобы. Пусть во мне всегда живет склонность к милосердию, аскетизму и правдивости.

Дхарма отвечал с улыбкой:

— По своей природе ты уже наделен этими качествами, о Пандав. Ты само олицетворение добродетели. Но я, конечно же, выполню твое желание.

С этими словами бог исчез. Пандавы постояли еще немного на берегу озера, дивясь увиденному и услышанному, а затем, захватив с собой палочки брахмана, вернулись в свою лесную обитель.

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ

Пандавы отправляются в царство Вираты

Прошел сезон дождей. Дхаумья сделал астрологические вычисления и определил, что до начала тринадцатого года ссылки осталось всего несколько дней. Братья сели вместе и стали решать, что делать дальше. Благословение Дхармы явилось для них большим благом. Осведомителям Дурьйодханы, — а в том, что он разошлет повсюду сотни и тысячи своих лазутчиков, не было никаких сомнений, — не удастся их найти. Однако братья не хотели понапрасну рисковать, и сейчас решали, как вернее сохранить свою тайну.

Юдхиштхира обратился к Арджуне:

— О повелитель людей, каково твое мнение? Что мы должны делать, чтобы остаться неузнанными?

— С благословения Дхармы мы можем отправиться куда захотим, и никто нас не узнает. Я в этом нисколько не