Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 170 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 170

нас царство. «Никто не сможет одолеть его в битве», — предвещал Индра. Как же могло случиться это несчастье? Сердце у меня, должно быть, каменное, если оно не разорвалось при виде этого зрелища.

Юдхиштхира, вне себя от горя, не отрываясь смотрел на безжизненные тела братьев. Мысли его смешались, и он зарыдал, забывшись в скорбном порыве. Придя через некоторое время в себя, Пандав попытался осмыслить происшедшее. Кто мог убить этих великих воинов? Нигде не было видно и следа сражения — на их телах не было ран; казалось, братьев просто сразил глубокий, беспробудный сон.

Юдхиштхира пригляделся повнимательнее к озеру. Может быть, это дело рук Дурьйодханы, который создал этот водоем и наполнил его ядом? Но никакой яд не мог бы подействовать на Бхиму. Или же Кауравы, объединившись с асурами, устроили заговор против Пандавов, чтобы их погубить? Но опять же, разве найдется асур, способный одолеть Арджуну, в одиночку разбившего ниватакавачей?

Юдхиштхира осмотрелся. На земле не видно никаких следов, лишь стрелы Арджуны разбросаны тут и там, но крови тоже нет. Невозможно представить себе, что Арджуна не попал во врага. Его стрелы не знают промаха. Юдхиштхира решил, что на его братьев, должно быть, напало какое-то невидимое могущественное существо, не имеющее грубого материального тела. Подойдя к братья поближе, он осмотрел их: хотя царевичи не проявляли признаков жизни, кожа их не побледнела и черты лица не изменились. Их души, должно быть, еще присутствовали в телах. Можно было подумать, что в их тела проник сам бог смерти и забрал их жизненную силу. Юдхиштхира почти не сомневался в этом и решил, что найдет разгадку, если погрузится в озеро. Именно озеро, как видно, и стало причиной гибели его братьев.

Юдхиштхира спустился к воде, сбросил с себя доспехи и вошел в воду. В то же мгновение раздался голос — тот же самый, что говорил с его братьями:

— Не прикасайся к воде, дитя мое. Озеро принадлежит мне, и, если хочешь пить, ответь сначала на мои вопросы.

Юдхиштхира посмотрел по сторонам.

— Кто ты? — спросил он громко.

— Я журавль и живу здесь, питаясь мхом и рыбой. Твои младшие братья не послушались моего предупреждения, и я отдал их во власть смерти. О царь, если ты не ответишь на мои вопросы, тебе придется разделить их судьбу.

Юдхиштхира с удивлением посмотрел в сторону, откуда раздавался голос, и увидел журавля, который сидел на дереве, раскинувшем ветви над озером.

— Кто ты — Шива или старший из Васу? Или ты Марут? Простая птица не смогла бы убить четырех великих, как горы, героев. О сильнейший из всех наделенных силой, ты совершил то, на что не способны были ни боги, ни гандхарвы, ни асуры. Я не знаю, кто ты и что у тебя на уме, но хотел бы услышать об этом. Должен признаться: меня мучает сильный страх. На сердце у меня неспокойно, мысли спутались. Прошу тебя, скажи, что ты делаешь здесь и чего хочешь от меня?

Едва Юдхиштхира закончил говорить, как журавль превратился в огромное чудовище с большими, красноватого оттенка глазами и лицом, сияющим как солнце. Голосом, подобным рокоту грозовой тучи, чудовище ответило Юдхиштхире:

— Я не птица, я — якша. Добро пожаловать ко мне в гости! Это я убил твоих доблестных братьев, в чем они сами и повинны. Я запретил им пить из моего озера, но они ослушались. Тому, кому дорога жизнь, не следует пытаться во что бы то ни стало напиться из озера. Оно принадлежит мне, и я позволю пить из него лишь тому, кто ответит на мои вопросы.

— О якша, я не собираюсь присваивать то, что принадлежит тебе. Посмотрим, смогу ли я ответить на твои вопросы. Пожалуйста, спрашивай, о чем тебе будет угодно.

И якша начал задавать Юдхиштхире вопросы:

— Что помогает душе выбраться из материального существования? Кто сопровождает ее на этом пути, кто проводник и в чем ее опора?

— Знание о Верховном Господе помогает душе подняться над материей. Божественные качества — ее спутники, дхарма — проводник, а опора ее — в истине.

— Что делает человека ученым? Как достичь высшей цели? Как обрести второе «я» и благодаря чему, о царь, можно стать мудрецом?

— Человек становится ученым, изучая Веды. Подвижничество позволяет достичь высшей цели, разум подобен второму «я», а служение старшим делает человека мудрым.

Якша продолжал спрашивать о разных предметах, заставив Юдхиштхиру показать все свои знания — относящиеся как к житейской мудрости, так и к религиозным законам и духовной науке. На все вопросы Юдхиштхира отвечал без запинки. В конце концов якша молвил:

— Ну что же, я доволен. Ответь теперь на последние четыре вопроса, и я оживлю одного из твоих братьев. Кто живет счастливо? Что самое удивительное? Какое главное действо творится в этом мире и где пролегает вечный путь религии?

Сложив ладони, Юдхиштхира ответил:

— Счастливо живет тот, кто не в долгу и не в изгнании, кто живет просто и ест — пусть даже простую пищу — в собственном доме. Самое удивительное — то, что ежедневно миллионы отправляются в обитель смерти, но