Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 146 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 146

это Агастья проклял меня и низвел до того прискорбного положения, в котором ты меня видишь. Но, осудив меня, мудрец обещал, что я избавлюсь от проклятия, если повстречаю человека, который сможет ответить на мои вопросы о духовных предметах. Таков единственный способ, с помощью которого твой брат может сохранить свою жизнь. Ответь на мои вопросы, о безгрешный, и ты освободишь и меня, и Бхиму.

— Спрашивай все что хочешь, о змей. Я попробую ответить, — согласился Юдхиштхира.

Царь всегда был рад случаю поговорить о духовном. Жизнь в изгнании, посреди леса, давала ему благоприятную возможность слушать святых риши и заниматься глубоким изучением писаний, не чувствуя на себе груза государственных дел. Знание Вед, которое он обрел за эти годы, было практически непревзойденным. Юдхиштхира приготовился с большим вниманием выслушать вопросы Нахуши.

Уставив свои узкие глаза на стоявшего перед ним Юдхиштхиру, змей задал первый вопрос:

— Что отличает истинного брахмана, о царь, и каков высший предмет знания?

Юдхиштхира молвил в ответ:

— Брахман обладает такими качествами, как честность, чистота, способность прощать, самообладание, воздержание, ученость и благочестие. Высший предмет знания — это Верховный Брахман, познать которого может лишь тот, кто полностью поднялся над двойственностью.

— Качества, которые ты приписал брахманам, можно встретить и у людей других сословий, — возразил Нахуша, — а кроме того, разве возможно, чтобы человек не испытывал ни страданий, ни счастья, лежащих в основе двойственности?

Юдхиштхира улыбнулся. Похоже, змей довольно сведущ в духовных вопросах. Скорее всего, он просто испытывает его.

— Если человек обладает всеми качествами, что я перечислил, — ответил Пандав, — его следует считать брахманом, независимо от того, в какой семье он родился. Что же касается счастья и несчастья, связанных с материальными объектами, то их влияние можно превзойти, восстановив связь со Всевышним. Материальные переживания представляют собой лишь искаженное отражение истинных духовных чувств.

Нахуша остался доволен ответом Юдхиштхиры, но попросил продолжить объяснение. Есть ли смысл делить общество на касты, если такое деление необоснованно? Юдхиштхира ответил, что из-за смешения общественных укладов стало трудно установить принадлежность человека к тому или иному сословию. Лишь изучив истинные качества личности, можно определить, к какому сословию относится человек. Именно это правило должно лежать в основе деления общества на касты. Такое деление не должно производиться по признаку рождения в определенной семье.

Нахуша удовлетворенно проговорил:

— О царь, твои познания действительно глубоки. Я не стану губить твоего брата.

Юдхиштхире было очевидно, что Нахуша сам отличается большой ученостью. В конце концов, в свое время он правил миром и вознесся на небеса после того, как получил наставления от святых мудрецов. Пандав подумал, что поступит правильно, если сам попросит у такой знатной личности совета и наставлений. Сложив ладони, Юдхиштхира встал перед Нахушей и молвил:

— Я тоже вижу в тебе душу, наделенную возвышенным знанием. Будь добр, если можешь, обучи меня этой науке. Что должен делать человек, чтобы достичь рая?

— О Бхарата, по моему мнению, человек может вознестись в рай, если будет жертвовать брахманам, говорить ласково и любезно, если будет он правдив, независтлив и добр ко всем живущим, — отвечал Нахуша.

— Какое из перечисленных достоинств ты считаешь наилучшим и в чем заключается независтливость? — поинтересовался Юдхиштхира.

— В разных обстоятельствах упомянутые мной добродетели могут занимать разное положение по отношению друг к другу, — пояснил Нахуша. — Поэтому, для того чтобы всегда поступать правильно, человек должен понять, в чем состоит высшая цель жизни. О царь, ты уже объяснил это. Целью всех поступков и обретения знания должно быть постижение Всевышнего.

Независтливость же означает, что человек должен всегда заботиться о благополучии и развитии всех живых существ, вместо того чтобы порабощать их ради собственной выгоды. Но особенно человек должен заботиться о духовном развитии окружающих и помогать им в этом.

— Как душа оказывается в материальном теле, о Нахуша? — продолжал вопрошать Юдхиштхира.

— Душа, или атма, получает тела в соответствии с собственными поступками. Так она странствует в этом мире, из жизни в жизнь, под влиянием своих греховных или благочестивых деяний. Она то отправляется на небеса, то бродит по земле в теле животного. Окончательное освобождение душа достигает после того, как обретает полное знание о Брахмане, Верховном Абсолюте.

Юдхиштхира кивнул. Ответы змея совпадали с тем, чему его учили риши. Несомненно, Нахуша обладал глубоким пониманием духовной науки. Но как случилось, что он стал змеем?

Нахуша удовлетворил любопытство Юдхиштхиры:

— Благодаря жертвоприношениям и подвижничеству я стал настолько могущественным, что, словно бог, разъезжал по небесному царству в золотой колеснице. Я распространил свою власть на всю землю, от края и до края. Даже гандхарвы, якши, ракшасы да и все остальные обитатели трех миров — в их числе и риши — платили мне дань. Мое могущество было столь велико, что я мог кого угодно лишить силы, просто на него посмотрев. И тогда мною овладела гордость и я перестал различать, что хорошо, а что плохо. Мои знания покрылись пеленой невежества, порожденного гордостью, и я приказал мудрецам-брахманам впрячься в мою колесницу. Тем самым я нанес им страшное оскорбление.

Моя жизнь в раю закончилась, когда я коснулся ногой