Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 116 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 116

подчиненные не станут терпеть замечаний от своих руководителей, то в мире укоренится порок и истребит человечество. Я повторю вам слова, произнесенные в древние времена риши Кашьяпой: «Прощение — это добродетель, прощение — это жертвоприношение, прощение — это Веды. Прощение — это очищение и покаяние; в нем заключены истина, благочестие и религиозность. В нем пребывает святой Нараяна. Прощением поддерживается вселенная, и человек, прощая, может достичь царства вечного блаженства».

Разве можно отказать кому-либо в прощении, о Драупади, если на нем, на прощении, держатся духовность, истина, мудрость и все три мира? Как этот мир, так и следующий принадлежат тому, кто умеет прощать. Поэтому способность прощать считается высшей добродетелью.

Юдхиштхира улыбался, глядя на жену, и продолжал ее убеждать:

— Бхишма, Дрона, Видура, Крипа и другие старейшины Куру стремятся к миру. Вьясадева и остальные риши также превозносят миролюбие, о царевна Панчалы. Поэтому давайте сначала попытаемся уладить все мирным путем. Если Дхритараштра поддастся соблазну и не вернет царства, тогда династия Бхараты будет уничтожена. Я, однако, не хочу оказаться виновником этого несчастья. Позволь мне, о царевна, избежать такой участи. Прощение и смирение, неведомые Дурьйодхане, являются качествами владеющего собой человека. Они и составляют вечную добродетель. Поэтому я буду хранить их, несмотря ни на что.

Драупади все еще не могла избавиться от сомнений. Если добродетель дарует человеку победу и успех, то почему Юдхиштхира вынужден был переживать несчастье? Он ни разу еще не отклонялся от добродетели. Даже во время игры в кости он руководствовался лишь благими побуждениями. И что же?

Он оказался в бедственном положении, в то время как нечестивый Дурьйодхана наслаждается роскошью. Царевна сказала:

— Кажется мне, о царь, что, хотя ты всегда защищал добродетель, добродетель не захотела защитить тебя. Даже небожители знают о твоих достоинствах. Я уверена, что ты скорее отверг бы меня и своих братьев, чем поступился добродетелью. Ты всегда служишь брахманам, делишься с ними всем, что у тебя есть. Ты никогда не проявляешь неуважения к старшим, к равным тебе, а также младшим. Ты не возгордился, даже завоевав землю. Ты совершил немало великих жертвоприношений и раздал как милостыню безмерные сокровища. Даже сейчас, когда ты ведешь жизнь, полную лишений, это не умалило твоих достоинств.

Глядя мужу в глаза, Драупади продолжала добиваться ответа, чтобы разрешить сомнения:

— И несмотря на все это, злая судьба помутила твой разум, и ты проиграл все — богатство, царство, братьев и даже меня. Как ты — скромный, сдержанный, честный, великодушный и правдивый — мог позволить втянуть себя в эту игру? Предаваться азартным играм — это грех. Я просто не понимаю, как такое могло произойти.

Драупади знала: все находится во власти Верховного Господа, но сейчас, после того, что произошло с Юдхиштхирой и казалось ей необъяснимым, ее вера подвергалась серьезному испытанию.

— О царь, — молвила она, — несомненно, Господь управляет всеми живущими, подобно кукольнику. Никто не может и секунды оставаться независимым. Бог награждает нас счастьем или страданием в соответствии с поступками, которые мы совершаем. Каждый зависит от Бога. Господь сводит нас вместе и использует как орудия осуществления нашей кармы. Поэтому я думаю, что именно Господь поставил тебя в это бедственное положение. Но почему Он допустил такую несправедливость, несовместимую с законами истины и добродетели? Если же Он не повинен в несправедливости, то это означает, что в мире царит закон силы: кто более могуществен, тот и диктует свою волю. Если Бог не управляет воздаянием за поступки людей, тогда мне жаль тех, кто не обладает могуществом.

Видя, что горе и душевные муки совсем смутили жену, Юдхиштхира сказал:

— О благородная женщина, рожденная из священного огня, хотя речь твоя стройна и приятна, но так говорят лишь безбожники. Никто и ни при каких обстоятельствах не должен совершать добродетельные поступки, рассчитывая на вознаграждение. Такой грешник, торговец благочестием, никогда не получит ожидаемого плода. Я придерживаюсь добродетели лишь потому, что желаю следовать Ведам, и потому еще, что хочу доставить удовольствие Господу. Как свидетельствуют Веды, человек, который сомневается в добродетели, обречен на рождение среди животных. Тому, кто не имеет веры в религию, в добродетель и слова риши, закрыт путь в царство бессмертия и блаженства. Такой человек считается ниже вора.

Склонив голову, Драупади слушала мужа.

— О тонкостанная, — продолжал он, — ты видела своими глазами дар добродетели в таких бессмертных святых, как Маркандея, Вьясадева, Майтрея и небесный мудрец Наряда. Эти лучезарные и постоянно пребывающие в блаженстве риши говорят о добродетели как о наивысшем долге. Если бы добродетельные поступки благочестивых людей не приносили плодов, то уже давно весь мир погрузился бы во мрак невежества. Никто бы не стремился к освобождению и не интересовался приобретением знаний, и даже ради богатства никто не стал бы работать. Люди жили бы, как звери, и в мире царил хаос.

Брахманы, привлеченные речью Юдхиштхиры, подошли ближе и, слушая, одобрительно кивали. На землю опустилась ночь, и большая поляна, где они сидели, озарилась светом костров. До слуха Драупади доносился треск пламени и стрекот сверчков, она же продолжала внимать тому, что говорил Юдхиштхира:

— Не теряй веры