Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 115 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 115

Кунти и Гандхари и что говорила им при расставании. Обе женщины с болью в душе переживали унижение, которое довелось испытать Драупади. Сколько еще должно пройти времени, прежде чем она будет отмщена, а злодеи наказаны?

— Видя, как ты, мой супруг, сидишь здесь на подстилке из травы, — продолжала Драупади, — я вспоминаю твой трон из слоновой кости, усыпанный драгоценными камнями, и переживаю такую муку, что едва могу смотреть на тебя. Тело твое покрыто глиной, собранной на речном берегу, — но было время, когда его украшала лучшая сандаловая паста. Было время, когда ты носил дорогие шелковые наряды, — теперь же одеваешься в оленьи шкуры и древесную кору. Где мне взять силы, чтобы смотреть на то, как другие мои мужья, которым недавно еще служили сотни слуг, теперь рыщут по лесу в поисках пищи?

Внезапно скорбь Драупади взметнулась гневом:

— И всему виной преступные козни низких грешников! О царь, неужели твое положение не вызывает в тебе возмущения? Как ты можешь оставаться спокойным? Посмотри на Бхиму, который бросает на тебя нетерпеливые взгляды. Лишь потому, что его удерживает любовь к тебе, он не поднимется против Кауравов и не уничтожит их всех. Уважая данное тобой слово, он сидит, с трудом сдерживая гнев. Посмотри и на Арджуну. Он понимает, что на уме у Бхимы, и постоянно успокаивает его. Тысячи царей, преклонявшихся перед мощью лука Арджуны, покорно служили брахманам во время твоей Раджасуи. А теперь этот самый Арджуна не находит себе места от горя. Неужели это не возмущает тебя? Посмотри на юных сыновей Мадри. Ты питаешь к ним такую же любовь, как и твоя мать Кунти. Теперь же им приходится вести суровую жизнь аскетов. Неужели это не возмущает тебя?

Не могу понять, почему ты не встал тогда и не расправился с Кауравами. Я уверена, что, поступив так после всего, что произошло, ты ничуть не погрешил бы против добродетели. Неужели проницательность тебя подвела? Кшатрию подобает выказывать гнев всякий раз, когда совершается грех, а Кауравы, разумеется, поступили греховно. Как ты можешь сидеть здесь, будто все им простил? Если царь не в состоянии понять, когда нужно гневаться, а когда прощать, то дни его сочтены.

Я тоже знаю писания. В соответствии с ними Дурьйодхана и его братья заслуживают наказания. В писаниях говорится, что смиренный человек, который всех прощает, встречает в ответ лишь пренебрежение, а тот, кто могуч и знает, когда можно напасть на врага, добивается царских почестей.

Юдхиштхира с жалостью смотрел на жену. Она так страдала... и если что-то могло тронуть его сердце, то это были ее страдания, в которых он считал себя виновным. Да, его сердце вспыхивало, когда он вспоминал, как ее втащили в зал собраний. Боль, испытанная им тогда, не покинет его до конца дней. Но сейчас неподходящее время, чтобы развязывать войну. Драупади не понимала всей сложности их положения. Юдхиштхира ласково ответил:

— О разумная, гнев иногда помогает нам завоевать богатства, но в конечном счете он ведет к гибели. Истинное благосостояние венчает того, кто одолел гнев, но того, кто сам находится во власти гнева, ждут одни лишь несчастья. Гнев — это корень смерти и разрушения. Человек, охваченный гневом, совершает грех, сам того не ведая. В гневе человек может убить даже своего наставника и оскорбить старших; он не в состоянии различать, что хорошо, а что плохо. Разгневанный человек может сказать и сделать все что угодно, вплоть до того, что может отправить себя самого в обитель смерти. Помня об этом, я не поддамся гневу, о Драупади. Наоборот, я постараюсь сдержать его.

Драупади слушала с почтением. Она знала, что никто не сведущ в законах религии и морали больше, чем ее муж. Он мог бы давать наставления самим богам. Сидя на скромной подстилке из травы куша, Юдхиштхира продолжал:

— Когда слабого человека притесняет более могущественный, он не должен обнаруживать гнева, ибо гнев этот станет тогда причиной его собственной гибели. Того же, кто губит себя, не ждет ничего хорошего в мире, куда он направится после смерти. Поэтому слабые должны всегда держать свой гнев в узде. Лишь глупцы превозносят гнев, принимая его за проявление силы. Мудрые люди не подпускают гнев близко к себе. Человеку, находящемуся во власти гнева, нелегко проявить великодушие, чувство собственного достоинства, смелость, талант и другие качества, присущие волевым людям. Мудрецы утверждают, что человеком сильной воли можно назвать лишь того, кто умеет сдерживать гнев. Благочестивые всегда воздают хвалу такому человеку, потому что понимают: умеющий прощать не ведает поражений. Тот, кто подавляет гнев даже несмотря на враждебное отношение к себе, возрадуется в следующем мире. Поэтому говорится, что мудрый человек, силен он или слаб, всегда, даже в час испытаний, должен прощать своих гонителей.

Пока Юдхиштхира говорил, к нему подошли братья и теперь слушали его все вместе. Юдхиштхира продолжал, описывая славу всепрощения:

— Если бы не было людей, способных прощать, то в мире наступил бы хаос. Если цари и другие вожди станут давать волю гневу, то их несчастные подданные скоро окажутся на краю гибели. Если