Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 105 ------

Кришна Дхарма дас - Махабхарата, том 1 - Страница 105

во время злополучной игры в кости.

♦ ♦ ♦

Пандавы в сопровождении слуг вышли из Хастинапура через северные ворота. Толпы народа смотрели им вслед, не скрывая негодования по поводу произошедшего и открыто упрекая старейшин Куру.

— Теперь, когда нечестивец Дурьйодхана позарился на царство, — слышалось в толпе, — нам всем пришел конец. Наше богатство, семьи, дома, да и мы сами — все это потеряно. Если нами будет править порочный, злонравный и алчный человек, которого поддерживают такие же грешники, то мы обречены. Разве можем мы надеяться на счастье? Отправимся лучше в лес вместе с Пандавами, этими добродетельными героями.

Иные из граждан обращались к Юдхиштхире:

— Куда же ты уходишь, бросая нас на произвол судьбы? Как горько было узнать о твоем поражении, которого враги добились обманом и мошенничеством! Возьми нас с собой. Мы не хотим погибнуть, что непременно произойдет, если нам придется остаться в царстве, которым правит нечестивый царь. Живя рядом с ним, мы запятнаем себя грехом, тогда как, находясь в твоем обществе, у нас есть возможность подняться до высших пределов добродетели.

Юдхиштхира отвечал, почтительно сложив ладони:

— Велика же наша удача, если народ, во главе с брахманами, приписывает нам даже те заслуги, что нам вовсе не принадлежат. Я, а также мои братья хотим попросить вас об одной услуге, в которой, я надеюсь, вы не откажете, если действительно нас любите. Царь, а с ним и наш дед Бхишма, мудрый Видура, матушка Кунти и многие наши друзья остаются в Хастинапуре. Прошу вас тоже оставаться здесь и заботиться о них. Только это может доставить нам удовольствие.

Слыша эти слова, горожане горестно зарыдали. С большой неохотой, скорбно вздыхая, они вернулись в город, не переставая думать о Пандавах.

Когда народ разошелся, Пандавы поднялись на колесницы и двинулись на север. С наступлением сумерек они достигли берега Ганги, где рос большой баньян, известный под именем Прамана. Решив провести здесь ночь, они спустились с колесниц и омылись в Ганге. Когда зашло солнце, многочисленные брахманы, сопровождавшие братьев, разложили священные костры, осветившие темноту ночи оранжевыми отблесками. Вид святых риши, сидящих вокруг огня и мелодичными голосами повторяющих ведические мантры, подействовал на Пандавов успокаивающе. Сидя в окружении этих просветленных душ, Юдхиштхира и его братья вновь засияли, словно небожители в собрании Индры.

На следующее утро братья стали готовиться к тому, чтобы удалиться в лес. Сев перед жертвенным огнем, они вознесли богам молитвы, призывая удачу. Затем испросили у брахманов благословения и разрешения покинуть их. Юдхиштхира с грустью предложил:

— У нас отобрали царство, богатства и все, что у нас было. О лучшие из мужей, мы уже не сможем заботиться о вас так, как требует того наш долг. Единственной пищей в лесу нам будут дикие плоды и коренья. Леса кишат хищными зверями и ядовитыми змеями. Поэтому, прошу вас, возвращайтесь в Хастинапур. Даже богам невыносимо видеть страдания брахманов, что уж говорить о нас. Я не хочу быть повинен в том, что вы будете терпеть столько лишений, о безгрешные.

Глава брахманов, Шаунака, ответил Юдхиштхире:

— О царь, мы пойдем с вами. Не волнуйся о том, что нам есть и где жить. Мы сами добудем себе пропитание, а простая подвижническая жизнь — что же может быть лучше? Мы сослужим вам добрую службу своими молитвами и размышлениями и, кроме того, будем услаждать ваш слухповествованиями из священных писаний.

— Я нисколько не сомневаюсь в истинности того, что ты говоришь, — молвил Юдхиштхира. — Я всегда рад обществу брахманов. Но сейчас я оказался в нужде. Мои братья страдают из-за меня, и потому я считаю себя достойным всяческого осуждения. Разве смогу я смотреть на то, как вы, не заслуживающие страданий, будете довольствоваться лишь пищей, собранной в лесу? Увы! Позор нечестивым сыновьям Дхритараштры.

Юдхиштхира сел и заплакал, закрыв лицо руками. Живя в Индрапрастхе, он снабжал всем необходимым десятки тысяч брахманов. Теперь же он был не в состоянии прокормить даже несколько человек.

Видя, в каком подавленном настроении находится царь, Шаунака постарался утешить и подбодрить его, процитировав Веды:

— У невежественного человека есть тысяча причин для скорби и сто причин для страха, — эти несчастья одолевают его изо дня в день, — но им не подвержен тот, кто обладает знанием. О царь, разумные люди, подобные тебе, свободны от заблуждений. Превратности судьбы не могут сбить тебя с толку, ибо ты в совершенстве познал вечные истины Вед. Тебе нужно лишь восстановить эти знания в памяти, о Юдхиштхира.

Шаунака напомнил царю, что корнем страданий является привязанность к материи. Так же, как огонь, разгоревшийся в дупле дерева, выжигает весь ствол до самых корней, так и небольшая привязанность, лелеемая человеком, может привести его к гибели. А тот, кто отрекся от привязанностей, — пусть даже он живет в этом мире, — избавляется от злотворных страстей и страданий, их сопровождающих.

Юдхиштхира внимательно слушал, — это знание было ему хорошо знакомо, но наслаждение, доставляемое им, не становилось от этого меньше. Он никогда не уставал слушать о вечных истинах. Шаунака говорил, что желание богатств и роскоши, которое невозможно насытить, — это