Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 119 ------

Джаядев дас - Никогда не говори что умрешь - Страница 119

образовались семь групп санкиртаны. В первой были жители Кулина-гра- ма, а танцевали Рамананда и Сатьявраджа. Вторая, созданная Адвайтой Ачарьей, пришла из Шантипура, здесь пели лучшие певцы, а танцевал Ачьютананда. Следующую группу составили жители Кханды, и танцевали в ней Нарахари Прабху и Рагхунандана.

Четыре основные группы Санкиртаны пели перед Господом Джаган- натхой. Остальные преданные пели и танцевали по всей длине огромной процессии: две группы шли по обеим сторонам колесницы Господа Джа-

Джон Ричардсон (Джаядев дас) • Глава 24

283

ганнатхи, а последняя — заключала шествие. В каждой из семи групп было два человека, которые били в барабаны. Таким образом, одновременно звучало четырнадцать барабанов! Звуки эти достигали небес и проникали в самое сердце, сводя с ума от экстатической любви к Кришне.

Толпы Вайшнавов вокруг колесницы Джаганнатхи, Субхадры и Ба- ладевы напоминали стаи облаков в сезон дождей. Когда они повторяли Святые Имена, из глаз текли слёзы блаженства, подобно облакам, проливающим потоки дождя. Звучал божественный киртан, воспевание Святых Имён Господа заполнило все три мира. Не было слышно ни одного постороннего звука, только Святое Имя. Господь Чайтанья Махапрабху, танцуя, переходил от одной группы к другой. Он громко пел Святое Имя Хари и, взывая к небу, восклицал: «Хари бол! Хари бол!»

В эти восторженные мгновения преданные всех семи групп видели Господа каждый — в своей. Счастливые тем, что Господь Чайтанья рядом, они говорили друзьям:

— Посмотрите! Господь Чайтанья Махапрабху танцует с нами и никуда не хочет уходить! Он одарил нас своей милостью!

Но никто не понимал, что Господь Чайтанья одновременно находился в каждой из семи групп, явив Себя в семи Своих экспансиях!

* * *

Жил в то время великий Вайшнав по имени Нароттам Дас Тхакур. Именно он организовал празднование первого фестиваля Гаура-пурни- мы, почитание священного дня явления Господа Чайтаньи. Случилось это в Кетури, спустя годы после ухода Господа Чайтаньи с нашей планеты. Так и не увидев Господа Чайтанью, Нароттама обрёл Его милость непостижимым мистическим образом. Во время того замечательного фестиваля тысячи преданных Кришны исполняли киртан-йогу, и Нароттама Даса Тхакура переполнила киртан-раса (трансцендентный вкус исполнения киртана). Он обладал способностью направлять людей прямо в святилище Божественной любви. И когда, прямо в реке Падма, Господь сверхъестественным образом благословил Нароттама, тот, исполненный расой киртана, подобно ребёнку, начал резвиться, сходя с ума от любви к Богу. Стиль, в котором он вёл киртан (я им не владею, и не знаю никого, кто владел бы им) называется Гаран Хати. В тот день во время киртана произошло немало чудесных событий. Когда киртан дошёл до апогея, и все подпрыгивали и сходили с ума от любви к Богу, Господь Чайтанья, Нитьянанда, Адвайта, Гададхара и Шривас, которые к тому времени уже покинули землю, явили Себя среди танцующих в экстазе преданных.

284

Никогда не говори, что умрёшь

Множество необычных событий присущи киртан-йоге. Это превосходный способ выражения любви к Господу. Будучи Самим Богом, Господь Чайтанья Сам поддерживал киртан. Он пел и танцевал, используя каждое мгновение и любую возможность вкусить сладость воспевания собственных Святых Имён. В хорошо известной шлоке «Шримад-Бхага- ватам» о жизненной необходимости киртан-йоги Господь говорит следующее:

харер нама, харер нама, харер намаива кевалам калау настйева, настйева настйева гатир анйатха В эту эпоху ссор и лицемерия, чтобы освободиться от тисков Кали, нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, кроме воспевания Имён Бога...

Не стоит думать, что для выполнения киртан-йоги нужно летать по комнате или раскачиваться на люстре. Не всегда киртан исполняется так, как в выше приведённом описании. Многие преданные предпочитают более непринуждённый и мелодичный вариант. Если есть возможность, очень рекомендую отправиться в ближайший храм и испытать всё на собственном опыте. Прочувствуйте на себе, каким прекрасным он может быть. Киртан — это самая сильная и эффективная йога для жаждущего Кришна-премы, любви к Богу. В наше время, милость, как из ведра проливается на достойные и недостойные головы. Она, как дождь, не делает различий. Харе Кришна!

Итак, самым бесстрашным из вас вызов брошен. В любом городе, где есть храм, преданные проводят харинамы. Испытывая желание дать милость киртан-йоги всем и каждому, преданные регулярно выходят на улицы петь киртан для всех. Идите же и вкусите вместе с ними этот нектар. Или, как я уже говорил, купите какие-нибудь красивые записи в разных стилях, которые в больших количествах выпускаются Международным обществом сознания Кришны, и пойте в любом месте и в любое время, когда вашей душе угодно.

Бхаджан-йога

«Бхаджан» переводится как «поклоняться». В бхаджан-йоге ведущий певец, задаёт тему поклонения остальным участникам, которые, в свою очередь, энергично отвечают ему. В целом, бхаджаны описывают качества, игры и деяния Господа или Святых преданных Господа. Иногда они состоят из красивых стихов, содержащих богатые духовные

Джон Ричардсон (Джаядев дас) • Глава 24

285

наставления садхакам, (практикам), как в бхаджанах Бхактивиноды Тха- кура.

Есть бхаджаны, где автор открывает свою душевную тоску по Кришне. Один из таких бхаджанов — «Радха Кришна Прана Мора», Нарот- тамы Даса Тхакура. Они описывают каждую эмоцию или настроение, сопутствующее безграничной любви к Богу, иными словами бхакти. Песни по исполнению напоминают