Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 118 ------

Джаядев дас - Никогда не говори что умрешь - Страница 118

захотела учиться в гурукуле, духовной школе, неподалёку от Тура, во Франции. Мы поехали с ней и остались там на несколько дней, чтобы убедиться, что ей там хорошо. Всё это время мы посещали ежедневные духовные программы. В замке были как жилые помещения, так и великолепная храмовая комната. Именно там я и увидел совершение киртан-йоги в самом, что ни на есть, её неистовом исполнении.

Его Святейшество Индрадьюмна Свами был в то время руководителем храма, к тому же, он — превосходный киртания (ведущий вокалист киртана). Тогда он был в самом расцвете своих физических сил. Ему было лет 35. Там были ещё несколько его духовных братьев. Все они были великолепными танцорами и певцами. Разогревшись, как следует, они начинали буквально «взлетать». Они вращались, подпрыгивали, кружились, взмывали в воздух, по-видимому, бросая вызов земному тяготению и всем возможным признакам физической усталости.

Так, в духовном экстазе, они могли воспевать Имена Кришны весь день напролёт. Но всё-таки был временной лимит в один час. Будучи

Джон Ричардсон (Джаядев дас) • Глава 24

281

в движении сознания Кришны 20 с небольшим лет, я никогда не видел ничего подобного. Один преданный виртуозно владел огромными ручными цимбалами. Играя быстро и умело, он бросал вызов законам физики. Я видел как долго и быстро он кружился. Его глаза чуть не выскакивали из орбит. Позабыв обо всём от киртан-йоги, преданные то подскакивали, то вращались, то бегали по мраморному полу храма, насквозь взмокнув от экстатического пота.

Я поправлялся от ушиба колена, потому застенчиво стоял напротив, прислонившись к стене, в надежде, что меня не заметят. И как будто, прочитав мои мысли, Калийапани Прабху подбежал ко мне, схватил за дрожащие руки и втащил меня в эту какофонию грохочущих цимбал, гремящих барабанов и ревущих голосов. Мой голос мгновенно добавился к melee, но уже с другой молитвой, вовсе не духовной и возвышенной. Это был вопль инстинкта самосохранения. «Прекратите, пожалуйста! Нет! Моё колено! Я не могу вертеться! Я сейчас в обморок рухну!»

К счастью, меня услышали. Освободили. Я сразу же спрятался в безопасном укрытии, и появился, лишь, когда опасность миновала.

В общем-то, это не очень хорошая реклама киртан-йоги. Но именно тогда я получил своё первое впечатление от замечательного и ни с чем не сравнимого энтузиазма, с которым преданные исполняли тот киртан во Франции. Такова сила святых имён. Именно так они воспламеняют сердца. С тех пор, я участвовал не в одной тысяче киртанов. Иногда даже сам их возглавлял. Киртаны — визитная карточка последователей Кришны. Каждый день, в каждом храме мира, или неподалёку от них, можно послушать киртан или поучаствовать в нём. Число участников варьируется от десяти до двухсот. А во время крупных фестивалей вроде Гаура Пурнимы (день явления Господа Чайтаньи), Джанмаштами (день явления Господа Кришны) или Рама-навами,двъ, а то и три тысячи людей вкушают экстаз киртан-йоги. Чем больше участников киртана, тем веселее.

Я хотел бы поделиться с вами интересными описаниями, связанными с киртан-йогой, где можно увидеть, как это делали в старину. Возможно, кто-то из вас удивится, узнав, что йога может быть более активной по сравнению с другими видами йогических практик, где нужно выполнять асаны, сидеть в тихом месте, медитировать, правильно дышать и т. д. Прежде всего, позвольте мне процитировать Упанишады, где Господь Брахма, творец вселенной, говорит следующие слова мудрецу Нараде Муни:

282

Никогда не говори, что умрёшь

Калер доса нидхе раджан: асти хеко маха гуна.

Киртанад эва Кришнасъя Мукта санга парам враджет.

Кали Юга — бесспорно океан порока. Но человек может легко пересечь его, просто воспевая Святые Имена Господа.

500 лет назад, танцуя во время шествия Джаганнатхи в Пури, Господь Чайтанья сформировал 7 групп преданных-киртаний. Поскольку в то время не было микрофонов, усиливающих звук, Он назначил два ведущих певца. А ещё Он выбрал тех, кто виртуозно играет на кара- талах и мридангах. Во время киртана каким-то чудесным образом Он одновременно танцевал в каждой такой группе.

Приведу цитату из средневекового классического произведения «Чайтанъя-чаритамрита», где приводится детальное описание киртана:

Шри Чайтанья разделил всех участников санкиртаны на четыре группы, каждая из которых состояла из двадцати четырех певцов, двух искусных музыкантов на мриданге и восьми помощников. Главными киртаниями были Сварупа Дамодара и Шривас Тхакур. Их сильные голоса слышали всё. Немного подумав, Господь Чайтанья повелел Ни- тьянанде Прабху, Адвайте Ачарье, Харидасу Тхакуру и Вакрешваре Пандиту танцевать в каждой из четырех групп.

Сварупа Дамодара вёл первую группу, пять преданных поддерживали пение — Дамодара Пандит, Нарайана, Говинда Датта, Рагхава Пан- дит и Шри Говиндананда. Адвайта Ачарья танцевал среди них. Вторую группу возглавил Шривас Тхакура, и снова пятеро преданных помогали ему петь — Гангадас, Харидас, Шриман, Субхананда и Шри Рама Пандит. А танцевал Нитьянанда Прабху. Третью группу возглавил Мукунда, ему помогали Васудева, Гопинатха, Мурари, Шриканта и Валлабха Сена, а танцевал Харидас Тхакур. Четвёртую вёл Говинда Гхош, с ним вместе пели Харидас младший, Вишнудас, Рагхава и два брата — Мадхава Гхош и Васудева Гхош, а танцевал Вакрешвара Пандит.

К этим четырём группам присоединились ещё множество преданных, среди которых были прекрасные певцы и танцоры, и стихийно