Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 52 ------

Григорий Гая - Несгибаемый - Страница 52

делом и беседовали об этом с М.Горбачевым и Р.Горбачевой. В разговоре они называли имена Премавати, Амала-бхакты (Евгения Любинского), чья жена Киртида (Светлана Любин-ская) и трое детей приходили навстречу с Рейганом в его резиденцию на Арбате.

Крупные мировые газеты муссировали тему освобождения советских преданных. А внутри СССР вайшнавы устраивали голодовки и демонстрации протеста и также встречались с представителями посольств разных стран и зарубежных СМИ.

В защиту всех советских верующих выступил Папа Иоанн Павел II на римской конференции "Верующие в Советском Союзе в наши дни". Итальянская газета "Стам-по Серра" от 28 марта 1988 года писала об этом:

"Папа обратился к Горбачеву и лидерам других атеистических стран, говоря, что верующие являются хорошими гражданами. Возможно, что они даже лучше, чем другие граждане. Представляется невероятным, что право на религиозную свободу, которая так глубоко человечна по своей сути, в различных частях мира часто считается противоречащим Конституции и его понимают неправильно. Таким образом, верующие становятся объектом недоверия, как будто они заслуживают доверия меньше, чем другие граждане.

На самом же деле все как раз наоборот именно потому, что верующие обращаются к Богу. У них появляется стимул вести добропорядочную жизнь, быть справедливыми и правдивыми. Верующие проявляют свои чувства, устанавливая отношения с другими людьми на основе братства и солидарности, чувства ответственности, забота об общем благе и уважения к общественному порядку.

Папа говорит, что открытые отношения к религиозной свободе не представляют опасности государству. Религиозная свобода способствует душевному миру и более крепкому единству между людьми. Поэтому духовная жизнь является важнейшим фактором развития и сотрудничества ради общего блага".

В период, когда шли преследования, несмотря ни на что, в стране развивалось Движение сознания Кришны. Преданные действовали конспиративно, им пригодились прочитанные в школьные годы книги о героях-молодогвардейцах и других подпольщиках. Они меняли пароли на явочных квартирах, умело отрывались от "хвостов", например, резко выпрыгивая из вагона метро, а имена и адреса в своих блокнотах записывали алфавитом девана-гари — письмом санскрита. Правда, сотрудники КГБ для расшифровки текста стали пользоваться интеллектом ученых-востоковедов, и тогда некоторые вайшнавы занялись тренировкой памяти. А Арджуна (Александр Ольшевский), исследователь восточной письменности из Ленинграда, начал вести записи на древнем тибетском языке, который в СССР был практически никому не известен.

В столь сложных условиях приходилось преданным постигать и пропагандировать науку Вед. Тем не менее, они посещали все союзные республики, везде распространяя книги Прабхупады на русском языке.

Когда настал 1985 год, книги начали выпускать в Армении десятитысячными тиражами. Конечно, подпольно, но в государственных типографиях. Преодолевая страхи, преданные договаривались с наборщиками, печать получалась неплохая, но обходились без переплетных услуг. В ереванской квартире-храме переплетали не все, и потому зачастую развозили литературу по стране в листах, что было очень опасно, как и продавать. Вайшнавы шли на риск, потому что на собственном опыте поняли, что книги, наделяя высшим знанием, открывают глаза на истинное положение вещей в этом мире и в буквальном смысле избавляют от страданий. Хотя литературу нередко конфисковывали, невзирая на финансовые потери, преданные продолжали миссию. Их интересовало не обогащение, а сама идея распространения знания о любви к Богу, делающего человека счастливым.

Нелегальное книгопечатание очень рассердило офицеров КГБ, и к ереванским преданным отнеслись слишком жестоко. Как уже упоминалось, их подвергли издевательствам и изолировали в тюрьмы и психбольницы. После Л 1 блокирования Комитетом выпуска книг в Ереване, вайш-навы не растерялись и стали печатать их в Литве.

Самым мобильным и ярким проповедником во время репрессий преданных был Маму Тхакур (Михаил Шилов), в прошлом председатель крупной ленинградской организации художников. Его женой была дочь известного советского композитора, а друзьями — художники и другие люди богемы. Проблемы с деньгами и карьерой не волновали Маму Тхакура, однако ему не нравилась участь человека, в материальном смысле богатого, но в духовном — нищего. Пытаясь открыть смысл жизни в философских поисках, он оказался в 1980 году в Риге, на программе учеников Праб-хупады — Харикеши Свами и Киртираджа Прабху.

Трудно по достоинству оценить, каков вклад двух этих людей в развитие Движения сознания Кришны в Советском Союзе. Рискуя жизнью, они под видом туристов приезжали в страну атеизма, обучая преданных СССР ведической культуре и безвозмездно передавая им книги, музыкальные инструменты, изображения и другие предметы поклонения Богу. В течение всего их визита в 1980 году агенты КГБ следили за ними, даже сопровождали их в самолете рейса "Москва — Рига". Это стало известно преданным позже.

Первая духовная программа в квартире рижанки Маха-мантры (Майи Эглите), куда попал упомянутый выше Маму-Тхакур, прошла беспрепятственно и подняла всем дух. Исполненные большого энтузиазма, вайшнавы обзвонили знакомых, — и на следующую встречу съехалось около ста человек. Ее организовали в государственном детском учреждении, где работала одна из преданных. Во время собрания случилась облава, среди нападающих преданные (летевшие в самолете с Харикешей Свами и Киртираджем Прабху) увидели несколько пассажиров самолета. Обоих иностранцев задержали и увезли, закрыв в камеры, а через несколько дней их депортировали из СССР, запретив въезжать в страну.

Куда пропал задержанный на той же встрече лидер советских вайшнавов Ананта Шанти, никто не знал. Ананга манджари (Агита N) стала повторять во

Навигация:

Страница 54
Страница 53
-- Страница 52 --
Страница 51
Страница 50