возвышенны. Бла-
годаря этим особенностям Парнас становится заветной горой, взо-
бравшись на которую с целью развить свои настроения в любви к
Богу, можно ступить и выше — в страну сверкающих светлых вер-
шин трансцендентных настроений. Человек, узнавая из стихов о
высоких чувствах освобожденных существ, любящих Бога зрелой
любовью, получает возможность совершенствовать свои чувства
благодарности Богу, привязанности или высшего их проявления —
любви к Богу. То есть, он может приближать свои чувства к про-
явлениям продемонстрированных в писаниях чистых настроений.
Ведь человек (пусть он и невещественная духовная душа), будучи
взращенным на грибках определенной культуры, может проявлять
свои чувства к Богу несколько по-своему, не всегда так, как это
принято в духовном мире, например, проявлять их так, что там
это может считаться отсутствием культуры, непорядочностью или
даже оскорблением. Поэтому невероятно полезно и даже необхо-
димо равнение своих выражений чувств к Богу на принятые с Ним
34 П Р Е Д И С Л О В И Е
выражения чувств, свойственные духовной природе, другими сло-
вами, сверка своих настроений с настроениями, характерными для
чистой любви к Богу. Благодаря этому, человек, если он следует
правилам и методам преданного служения Богу, может возвысить
свои чувства и поднять уровень своего развития до культуры такой
высоты, на которой он сможет спонтанно — без труда, полноценно
и верно выражать свои духовные чувства и получать необыкновен-
ное внимание со стороны Пассии.
Второй слон лирного искусства — совершенный мастер игры
на барабанах ритма стихосложения. Он отбивает различные раз-
меры, задающие сильную энергию стихам. Это дает возможность
петь их под музыку, что усиливает чувственное восприятие сти-
хов. При многократном пении взгляд на мудрый стих углубляется,
осмысление его становится объемным, многоступенчатым.
Кроме того, в Древней Индии повсеместно превалировала
культура поклонения полубогам и Верховному Богу, и в протяжен-
ном ряду обрядов, церемоний и разнообразных практик служения
одно из главных мест занимало вознесение возвышенных духов-
ных гимнов. Их пели на специальные мелодии — раги, о которых
говорится, что они или их составные части спустились из высших
миров. Это в сочетании со стихами или без них позволяло получать
разнообразные эффекты, например, вызывать дожди в засушли-
вый год.
Вдобавок ко всему Кришна в «Бхагавад Гите» так определяет
любимый Им вид поклонения: «Из жертвоприношений Я повто-
рение святых имен». И традиционно эти имена принято повторять
в заданной ритмической последовательности. Несмотря на то, что
используется практика произнесения имен Бога по отдельности
или без уделения внимания авторитетным звуковым фигурам, все
же чаще для их декламации применяют стихотворные формы —
мантры. Это делается из-за того, что энергия, задающая ритм сти-
хам, стимулирует ум к сосредоточению и слежению за звучанием.
Или же к контролю произношения, устремленного к четкости;
35 игнорированию мыслей, мешающих фиксировать ум на звуковой
вибрации; достижению верных интонаций, которые приводят к
успеху, что зависит от очищения стимулов повторения — мотивов
желаний.
Главная из мантр на сегодняшний век — Харе Кришна Харе
Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама
Рама Харе Харе — состоит из четырех восьмисложных строк.
Этот размер называется «анустубха», он изошел от богини уче-
ности, красноречия и поэзии Сарасвати, и некоторые считают что
этот ритм является самым популярным среди ведических размеров.
Он имеет несколько разновидностей, отличающихся длиной слогов
и местами ударений.
Помимо всех этих эффектов слон ритма давал возможность
легко запомнить стихи, написанные точными, лаконичными опре-
делениями и часто описывающие гениальные мысли, которые изум-
ляют и входят в сознание на весь человеческий век. Таким образом,
поэзия служила общей методологии, давая превосходный способ к
запоминанию запоминанию информации, что вообще может быть
применимо к любому учебнику любой науки.
Стихи легко памятовать еще и потому, что их поддерживает
третий слон — музыкальность, основанная на созвучии звуковых
сочетаний и слогов, подборе слов по составу, расстановке их в опре-
деленном порядке и интонации речи. Так музыкальность, которая
определяет красоту и поэтичность стихов не только помогает силь-
нее поэту выразить мысль, она помогает читателю приобрести эту
мысль навсегда, как сокровище в казну разума.
За более глубоким пониманием непросто постигаемых развле-
чений Радхи и Кришны, вошедших в настоящую книгу, текущих по
законам неземного мира, мы рекомендуем обратиться к «Нектару
преданности» — блестящему изложению фундаментального
писания о расах «Бхакти Расамрита Синдху», осуществленному
Шрилой Прабхупадой, «Бхагавад Гите», «Шримад Бхагаватам»
и «Чайтанья Чаритамрите» с комментариями Прабхупады, другим
36 П Р Е Д И С Л О В И Е
его трудам и книгам других авторитетных авторов Гаудия-Матх
сампрадайи, а также к нашей первой работе «Супружеская любовь
во Вриндаване». Последняя содержит 23 поэмы из 385 сонетов
и излагает различные развлечения Четы в настроении «мадхурья-
паракия», не включенные во вторую книгу. Ее источники — произ-
ведения Рупы Госвами, Рагхунатхи Даса Госвами, Прабходананды
Сарасвати Тхакура, Кави Карнапура, Нароттамы Даса Тхакура,
Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Бхактивиноды Тхакура, Шрилы
Прабхупады и Гоур Говинды Свами.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ НАСТОЯЩЕЙ КНИГИ И
ЖИВОПИСЕЦ САТЧИТАНАНДА
Картины, проиллюстрировавшие повествование книги, отоб-
ражают настроение