Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Варшана дас - Тилака. Теория и практика - Страница 3

у гypy, при этом оставаясь весь день оскверненным после сна,не подобает поведению не только брахманов. Вайшнавы еще более тщательно следуют этим предписаниям, поскольку все утренние обязанности и нанесение тилаки на тело приносят удовольствие Господу Кришне.

В письмах 3 августа и 11 октября 1967 года Шрила Прабхупада написал своим ученикам о значении ношения тилаки:

«Как солдат, Вы знаете, что каждый из вас имеет униформу в соответствии с армейским этикетом и предписанием. Поэтому армия сознания Кришны независимо от условий должна иметь, тилаку на лбу. Для Вашей работы Вы надеваете военно-морскую форму; подобно этому если у Вас тилака на лбу, как у солдата сознания Кришны, то Вы не должны возражать против этого, ибо таково предписание». «Все из вас, кроме санньяси, могут одеваться, словно современный американский джентльмен, но каждому, как я упоминал, необходимо иметь тилаку и т. п.»

Тилака — это храм, который возводится в двенадцати частях нашего тела. Тилаки располагают в двенадцати энергетических центрах, через которые человек связан с тонкой энергией вселенной. Нанося тилаку на эти двенадцать мест- он одухотворяет свое бытие. Две вертикальные линии — это стены храма, внутри которого восседают Шри Шри Радха и Кришна. Это знак того, что мы отдаем свое тело в распоряжение Бога. И наоборот, если это тело не украшено знаками тилаки, оно сохраняется как инструмент для наслаждений. Каждый человек, который имеет принадлежность к сампрадае, должен носить три атрибута — тилаку, шикху и кантхи-малу. Даже когда тело ушедшего вайшнава погружают в самадхи на его лоб наносят тилаку (Самадхи во Вриндаване). Шрила Рупа Госвами называет ношение тилаки бхава-анукула, тем, что благоприятствует преданному служению. Для всех, кто получил дикшу, ношение тилаки является обязательным, поскольку это способствует духовному продвижению. Процесс дикши состоит из пяти обрядов, панча-самскар. Цель исполнения этих обрядов в том, чтобы создать как можно больше духовных самскар, которые способны заменить греховные привычки человека. Эти пять самскар таковы: тапа, урдхва-пундра, нама, гаятри, йага. Вайшнавская тилака носит название урдхва-пундра. Смысл этого обряда в том, что преданный хочет идти только вверх (урдхва), т. е. по направлению к Кришне «Васудева-упанишад»). Согласно «Яджур-веде» урдхва-пундра символизирует отпечаток стопы Господа, который в первую очередь вайшнав ставит на лоб. Так он объявляет о своем предании Кришне. В области лба расположена агья-чакра, один из энергетических центров человека. Агья означает «воля» или "желание". Эта чакра заведует волеизъявлением человека. Сосредоточенность на цели происходит в месте расположения этой чакры. Когда в этом месте вайшнав ставит урдхва-пундру,он обозначает свое главное желание — полное предание Кришне. Свои желания вайшнав приносит к стопам Кришны. Таков смысл и значение урдхва-пундры, или вайшнавской тилаки. Глина, которая используется для тилаки,охлаждает не только тело, но и огонь бесконечных материальных желаний.

Гаудия-вайшнавы дают различные толкования урдхва-пундре, различая ее по форме. Например, последователи Гопал Бхаты Госвами дают следующее объяснение. Две вертикальные линии и треугольник олицетворяют пять таттв, описанных в «Бхагавад-гите»: кала (время), карма (деятельность), пракриты (материальный мир), джива (живое существо), ишвара (Господь). Нижняя точка треугольника это пракрити, правая часть кала, левая — карма. От правой части вверх идет линия. Она олицетворяет ишвару. Отсюда появляется значение — Бога можно увидеть,выйдя за пределы времени. От левой части идет линия олицетворяющая собой дживу. Когда мы выходим за пределы кармы,сознание устремляется вверх.

В нашей сампрадае урдва-пундра имеет вид двух вертикальных линий идущих вверх, соединенных у основания третьей части, расположенной на носу и напоминающей форму листка Туласи. Эти две линии олицетворяют Шримати Радхарани и Кришну. Божественная Чета всегда встречается во Вриндаване. Вриндаван это лес Вринда-деви. Поэтому под двумя линиями располагается листик Туласи.

Тилака на лбу вайшнава это символ ценностей. Обозначение того, кто посвящает свою жизнь служению Шри Шри Радхе и Кришне.

Глава 2

ВИДЫ ТИЛАКИ

В этой главе будет рассказано о различных видах тилаки. В большинстве своем вайшнавские тилаки очень похожи по форме, но если рассмотреть их подробно, то различия становятся существенными. Как говорилось выше, вайшнавская тилака называется урдхва-пундра. По форме и виду тилаки можно определить к какой сампрадае принадлежит вайшнав.

Последователи Рудра-сампрадаи наносят тилаку в виде одной красной линии, которая символизирует Ямуну-деви. Процесс поклонения Кришне в этой сампрадае осуществляется через Ямуну.

В Мадхва-сампрадае тилака состоит из двух вертикальных линий, олицетворяющих лотосные стопы Кришны. Последователи Мадхва-сампрадаи ежедневно проводят жертвоприношения и пеплом из ягья-кунды ставят третью линию посередине. Эта линия черного цвета. Под ней добавляют желтую или красную точку, олицетворяющую Лакшми-деви. Те, кто не совершают ежедневно огненные жертвоприношения, носят тилаку ,состоящую из двух вертикальных линий.

В Шри-сампрадае тилака также состоит из двух белых вертикальных линий, символизирующих стопы Нараяны, красной линией посередине, олицетворяющей Лакшми, и маленькой белой линией на переносице, представляющей собой гуру. Последователи Кумара-сампрадаи носят тилаку состоящую из двух вертикальных линий, олицетворяющих храм Бога. Для них используется гопи-чандана (Глина из Гопи-кунды в Двараке). О ней будет рассказано подробно в главе " Материалы для тилаки".

Между бровей ставится черная точка землей с Вартаны, места игр Шримати Радхарани, Такая тилака олицетворяет союз Шримати Радхарани и Кришны.

Гаудия-вайшнавы носят тилаку подобно той, что принята в Мадхва-сампрадае. Однако черная линия,

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1