Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Великие вайшнавы (Том 1) - Страница 16

какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога (Б.-г., 18—55).

ахам сарвасйа прабхаво матах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам будха бхава-саман витах

Я — источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем

(Б.-г., 10-8).

Так Господь Чайтанья объяснял Рупе Госвами славу преданного служения. Он рассказал, как живое существо блуждает по вселенной, меняя миллионы и миллионы видов жизней, и однажды ему выпадает редчайшая удача встретиться с чистым преданным Господа. Тогда по милости такого великого вайшнава в сердце этой дживы попадает бхакти-лата-биджа — семя чистого преданного служения, которое является самым большим сокровищем во всем материальном существовании. И человек

становится садовником, который должен взращивать, то есть питать и защищать это семя преданного служения. Питание — это девять процессов преданного служения, из которых главные — слушание славы Господа и прославление Его. Защита этого нежного растения — общение с преданными и преданное служение. Когда он слушает и воспевает славу Господа, этот росток преданности в саду его сердца начинает расти. Но вместе с ним неизбежно будут расти и сорняки: гордость, желание почета и славы, вожделение, гнев, зависть, жадность, склонность к иллюзии, обману и лжи, — и вода слушания и повторения будет питать также и их. Поэтому преданный должен быть очень внимательным и, едва заметив эти сорняки, немедленно вырывать их с корнем, иначе они задушат нежный росток. Поскольку обусловленная душа не в состоянии отличить сорняк от ростка чистого преданного служения, очень важно, чтобы с ним были проводники, такие как духовный учитель и старшие вайшнавы.

Когда преданные невнимательны и не вовремя вырывают эти сорняки, они могут встретиться с самым большим препятствием на пути бхакти — вайшнава-апарадхой, которую сравнивают с диким слоном. Господь Чайтанья объяснил, что когда мы оскорбляем великую душу, это подобно тому, как в наш маленький-маленький сад, где растение преданного служения только начало завязываться, мы приводим огромного бешеного дикого слона, который разрушает все вокруг. Однако если преданный продолжает

поливать этот росток нектаром слушания и повторения и в то же время избегает оскорблений, вырывая сорняки, то этот росток растет все выше и выше, поднимаясь выше всех планетных систем и даже Брахма-локи. Затем он пронзает оболочку вселенной и, продолжая расти, выходит за пределы материального существования, где находится река Вираджа, которая, как граница, разделяет духовный и материальный миры. Пронзив реку Вираджу, это растение входит в духовное небо, где сияет безграничный всепроникающий духовный свет Господа. Здесь росток продолжает расти до уровня планет Вайкунтхи. Но преданный не останавливается и продолжает поливать его, слушая и воспевая. Тогда росток входит в пределы самой высшей обители Господа — Голоки Вриндаваны. Там это растение бхакти приносит плод чистого преданного служения, который преданный предлагает лотосным стопам Шри Кришны. Принимая эту любовь, Кришна очень доволен. И тогда садовник начинает вкушать сладость этого плода и таким образом входит в состояние безграничного духовного экстаза. Хотя он слушает и воспевает, находясь в материальном мире, на самом деле он находится в духовном мире, на Голоке Вриндаване.

Далее Господь Чайтанья объяснил Рупе Госвами, что чистое преданное служение подразделяется на пять основных и семь второстепенных рас — видов отношений души с Кришной, и подробно описал пять основных рас. Первая — это шанта-раса, нейтральные отношения. Две основные черты

шанта-расы — это полное отречение от всего материального и полная привязанность к Кришне. Пример великих личностей, достигших шанта-расы, — девять Йогендр и четыре Кумара.

Когда к шанта-расе добавляется активное преданное служение, она становится дасья-расой. В дасья-расе присутствует чувство почтения и благоговения перед Кришной: «Ты мой господин, а я Твой слуга». В этом состоянии чистого преданного служения преданный готов пожертвовать всем и вся для того, чтобы выполнить волю Кришну. Примеры этой расы во Вриндаване — Патрака, Ратрака и Читрака, а в Двараке — Дарука.

При возникновении такой близости в отношениях, когда преданный больше не видит Кришну только господином, а себя — только слугой, и считает Его самым дорогим и любимым другом, дасья-раса переходит в сакхья-расу. Преданный полностью отдается воле Кришны с таким настроением, что Кришна — мой друг, и мы любим друг друга на равных. Мальчики-пастушки во Вриндаване любят Кришну именно таким образом. Иногда они борются с Кришной и побеждают Его. Как может кто-либо победить Кришну? Но гопы побеждают Его своей любовью. Иногда в игре Кришна проигрывает и, как бы в наказание, таскает Своих друзей на плечах. Но на самом деле для Кришны это не наказание, а величайшее наслаждение — потерпеть поражение от Своих преданных. Господь Чайтанья объяснил, что Арджуна тоже был в дружеских отношениях с Кришной. На поле

битвы Курукшетра Кришна явил Арджуне Свою вселенскую форму, и Арджуна понял, что Кришна — это Высший господин, а он — Его слуга. Но когда Кришна вернулся в Свой обычный образ, постепенно восстановились их гораздо более близкие дружеские отношения. Господь Чайтанья сказал, что во Вриндаване сакхья-расу представляют Шридама и Судама,

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14