другой?
Система почти такая же. Мы начали систему кураторства за несколько лет до того, как Его Святейшество
Шрила Джаяпатака Махараджа начал программу нама-хатт. Поскольку преданные привыкли к этой системе, она
давала им чувство защищенности, они не захотели менять название этой системы. Могут быть различия в названиях,
но в принципе система та же. Я думаю, что они дополняют друг друга. Мы с удовольствием используем опыт нама-
хатт и при каждой возможности помогаем нама-хаттам использовать наш опыт.
По каким критериям определяется членство в общине прихожан и существует ли что-то вроде
вступления?
Наша программа очень простая. Любой, кого интересует сознание Кришны, считается членом нашей общины.
Когда человек хочет участвовать в системе кураторов, это следующий этап. Он уже не просто находится под опекой
какого-то проповедника. Определенный куратор теперь принимает за него личную ответственность. Когда человек
набирается достаточно опыта, он сможет стать ассистентом куратора и помогать ему заботиться о других. Если он
достаточно хорошо справляется со своими обязанностями, через некоторое время он сам сможет стать куратором.
Это различные стадии, через которые проходит человек в нашей системе кураторов.
Любой человек, который проявляет какой-то интерес к нашей системе, считается членом нашей общины. В
Бомбее и в Пуне в сумме существует около восьмидесяти различных нама-хатт.
Существует ли особая методика обучения кураторов?
Шрила Прабхупада сказал, что самый лучший способ стать гуру - это стать сначала хорошим учеником.
Одно из требований к куратору - человек должен хорошо знать книги Шрилы Прабхупады, его философию.
Все кураторы читают в течение недели лекцию на одну и ту же тему. У нас есть специальные методические
материалы, разработанные для них. Другое важное требование - человек должен быть образцовым в своем
поведении в сознании Кришны, у него должна быть очень хорошая садхана. Человек должен иметь спонтанное
желание служить и помогать другим. У человека должно быть отцовское или материнское чувство к людям,
находящимся под их опекой.
(Вайдьянатх прабху: Когда я был в Бомбее, Махарадж специально ради меня созвал ежемесячную встречу
кураторов. Кураторы обсуждают обычно три т емы. Первая тема - это садхана. Кураторы обсуждают важность
какого-то аспекта садханы. Например, важность внимательного повторения святого имени. Один из кураторов
готовит доклад на эту тему, потом идет свободное обсуждение данной темы. Дается задание - в течение следующего
месяца медитировать на эту тему и обсуждать ее со своими подопечными. Общение между кураторами идет в
рамках Кришна-катхи. Второй обязательный пункт таких встреч - этикет вайшнавов. Обсуждается, например, какое-
то качество преданного: как оно проявляется в различных ситуациях. В течение месяца подопечные этого куратора
также говорят об этом. И наконец, третья тема таких встреч - это забота о преданных. Различные комитеты, о
которых говорил Махарадж, рассказывают, что было сделано и что планируется сделать. Таким образом все
кураторы знают, что происходит целиком в общине.
Как положение в этой системе отражается на возможности пользоваться благами общины и как
избежать нечестных людей, которые хотят только брать и ничего не давать взамен?
Система кураторов предназначена для всех, кто искренне хочет развить в себе сознание Кришны. Однако те
блага и преимущества, которые предоставляет система комитетов, предназначены только для людей, которые
полностью посвятили себя служению миссии. Прежде чем какому-то человеку оказывается существенная помощь в
системе комитетов, все кураторы встречаются вместе и обсуждают, действительно ли этот человек искренне хочет
служить движению Шрилы Прабхупады. Это не так, что любой человек, который заглянул в храм, сразу же получает
квартиру или медицинскую страховку.
Система кураторов предназначена для любого, кто хочет начать с самого нижнего уровня и дойти до самого
высокого уровня - возвращения к Богу. То, что делают комитеты, предназначено для очень серьезных и
самоотверженных людей.
Может ли президент-грихастха руководить и развивать ашрам брахмачари и каково должно быть его
правильное отношение?
Конечно, президентом храма может быть грихастха. В идеале, у него должен быть старший брахмачари,
который бы занимался воспитанием и обучением брахмачари в этом храме.
Есть ли смысл вводить эту систему в небольшом храме, где очень мало действительно продвинутых
преданных и может возникнуть проблема - как выбрать для себя куратора?
Возвращаясь к прошлому вопросу, я хотел бы дополнить, что, если у президента-грихастхи нет старшего
брахмачари, который мог бы воспитывать брахмачари в храме, то он может это делать сам, в этом нет ничего
плохого.
Что касается вопроса о маленьком храме, то я снова хочу обратить ваше внимание на то, что самое важное -
это дух. Внешние проявления нашего желания служить могут различаться в зависимости от времени, места и
обстоятельств. В маленьком храме президент или старшие преданные должны выполнять функции кураторов всех
преданных, чтобы преданные чувствовали себя защищенными. Эти простые формы общения с преданными могут
быть использованы в любых обстоятельствах. Небольшое число преданных в маленьком храме даже является
преимуществом, потому что к ним можно подходить более личностно. В большом храме я бы рекомендовал начать с
небольшой группы преданных, которые в этом заинтересованы, и постепенно развивать это дело.
Самое главное - это забота о преданных.